+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.12.2023 14:17:09
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

РТУ: экономические споры за деловым завтраком

Особых экономических потрясений до конца 2023 года ждать не стоит, а прогноз на 2024 год – разноплановый. Все зависит от того, как изменится ключевая ставка, как поведет себя потребитель и как быстро участники транспортного рынка смогут договориться. Такой прогноз дали участникам делового завтрака, который организовал и провел РЖД-Партнер в рамках XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», российские экономисты.

РТУ: экономические споры за деловым завтраком
Кадры, нацвалюта, два процентных пункта ключевой ставки

На одного российского безработного, который стоял на бирже труда в октябре 2023 года, приходилось четыре вакансии, на такие данные Росстата ссылаются экономисты. Между тем год назад на сто вакансий приходилось 163 соискателя. То есть год назад право выбора было у работодателя, а сейчас – у того, кого нанимают. Основные бенефициары кадрового голода – промышленный сектор, прокомментировал ситуацию Евгений Надоршин, Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ Капитал». В числе проигравших – сектор услуг. В России зафиксирован острый дефицит рабочих, инженеров. «Синие воротнички» в первую очередь ориентируются на уровень заработной платы, отмечают участники делового завтрака. Поэтому они в уходящем году, чтобы утолить кадровый голод, наращивают гонку зарплат. Наиболее значительный скачок и доходов, и дефицит кадров – в регионах.

«Это значит, столичные работодатели переманивает кадры из регионов. И это проблема на 2024 год», – подчеркнул Николай Кульбака, экономист, к. э. н.

Однако сложившаяся ситуация не способствует как росту экономики, так и росту ВВП. На это можно было бы рассчитывать, есть повысить производительность труда. А для этого российские работодатели должны инвестировать в новые технологии.

«Но для России выход на рынки новых технологий закрыт. Те технологии, которые внедряют, – второго и даже третьего уровня, они не могут обеспечить прорыв в производительности труда», – продолжил Н. Кульбака.

Эксперты не исключают, на рынке в 2024 году вырастет спрос и на мигрантов. Правда, нестабильная национальная валюта превратила российского работодателя в менее привлекательного, такое заявление сделал Н. Кульбака.

«Пока в России есть работа для мигрантов. И есть мигранты, которые трудоустраиваются в России. Но интерес падает. Мигранты из Средней Азии едут в Турцию и Юго-Восточную Азию», – добавил он.

Экономика в 2024 году покажет не столь значительный рост экономики, но он, не исключено, будет, пусть даже и небольшой, говорит Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН, д. э. н.

«Начнет сказываться неоднократное повышение ключевой ставки, которая была в 2023 году. Думаю, рост в два процентных пункта будет. Сам Центробанк заявляет о лаге в 4–6 месяцев, после которого начинается явное влияние на рынок роста ключевой ставки. Поэтому негативное влияние роста ключевой ставки появится именно в 2024 году», – отметил Николаев.

Центробанк в настоящее время одновременно и удерживает инфляцию, и поддерживает валютный курс. Последним он не занимался с 2015 года, прокомментировал Н. Кульбака.

«Если честно, то Центробанк не может одновременно удерживать и валютный курс, и инфляцию. Что-то он будет вынужден отпустить», – резюмировал Н. Кульбака.

Если грузоперевозки, то только мультимодальные

В России определяющая роль в грузоперевозках – у железнодорожного транспорта, а этого нет ни в одной из стран мира, в большинстве из них грузы отдают автомобильному транспорту, об этом сказал Н. Кульбака. Эксперт тут же добавил, что речь идет не о сокращении перевозок по железнодорожной сети, а о наращивании доли перевозок автотранспортом. Мультимодальные перевозки – это общий тренд, подчеркнул он.

«Железнодорожный транспорт в одиночку не справится с теми объемами, которые нужны для развития экономики. Мы не можем все возить по железной дороге! И, главное, железнодорожная сеть должна сочетаться с другими видами транспорта», – в этом суждении эксперт не готов мириться с противоположным мнением.

Однако России не удастся преодолеть эту проблему в 2024 году. Более того, если судить по мирового опыту, то рынок будет искать решение ближайшие лет десять.

«Для сравнения – в Америке строили систему автомагистралей 25 лет. Да, сейчас технологии другие, и Россия, возможно, решит этот вопрос быстрее. Но эта цифра необходима, чтобы понимать те объемы дорог, которые нужно построить в ближайшее время», – продолжил Николай Кульбака.

Темпы перевозок автотранспортом уже растут. Причем быстрее, чем растет стоимость топлива, заключил он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions