В 2022 году Китай стал главным торговым партнером России. Товарооборот между странами вырос на 29,3% в годовом выражении, составив рекордные $190,27 млрд. В ближайшей перспективе эксперты предсказывают его увеличение до $300 млрд.
Рост обусловлен в том числе возросшим спросом на высокотехнологичный импорт. По словам исполнительного директора Российско-китайского комитета мира, дружбы и развития Юлии Капрановой, например, поставки спецтехники из КНР в прошлом году выросли в 3 раза, автобусов и микроавтобусов – на 68%.
Для большого количества российских предприятий Китай сыграл ключевую роль в вопросах импортозамещения. Как рассказал заместитель коммерческого директора ООО «МинТехПром» Мишель Грицук, очень много проектов в России остановились из-за того, что европейское оборудование не пришло.
«Часть оборудования успели получить, но тем не менее не понимаем, как оно будет работать дальше, и видим проблемы, что запчасти к европейскому оборудованию сейчас тяжело найти... Недавно был на заводах на Урале, у всех большой вопрос, как мы будем дальше работать», – заявил М. Грицук.
«По нашим оценкам, порядка 85% выпадающих объемов импорта из Европы и США может быть заменено поставками из Китая и других стран Азии», – проинформировала на круглом столе на тему «Закупка оборудования в Китае. Как обеспечить эффективность и безопасность процесса» замруководителя департамента торгово-экономического сотрудничества Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Ирина Круковская.
Ранее бизнесу из КНР было сложно расширить присутствие на российском рынке из-за большого числа на нем европейских игроков. «После ухода западных брендов количество запросов в наш союз от китайских партнеров о содействии выхода на российский рынок существенно увеличилось», – уточнила представитель РАСПП.
Язык до Китая доведет
Китайское оборудование считается одним из лучших в мире по соотношению «стоимость – качество надежности», заверила руководитель китайской компании Manya Майя Мань. Но есть трудности при заключении контрактов, в первую очередь из-за языкового барьера.
«Оборудование – сложный продукт, поэтому для эффективной покупки нужно очень точно понимать друг друга. Кроме того, многие российские покупатели стараются сэкономить на закупке по максимуму, в том числе на переводе, что часто приводит в итоге к проблемам», – предостерегает глава компании.
Другое непонимание связано с желанием российских импортеров купить самую дешевую продукцию. «Все хотят купить Mercedes по цене «Жигулей», но чудес не бывает, – подчеркнула М. Мань. – У самой дешевой продукции, как правило, выше брак, ее нужно чаще ремонтировать – дороже выйдет обслуживание».
Опять же решение языковой проблемы позволит россиянам найти оптимального поставщика из Китая. Отсюда стоит не поскупиться на услуги переводчика или прием на работу специалистов со знанием китайского.
Если владеете только английским языком, то узнаете только 15–20% китайского рынка, говорит руководитель Manya. Если ищете контрагента через Alibaba – видите те же 15–20%. Чтобы найти лучший вариант, нужно знать китайский язык. Сейчас более 60% производителей в Китае – это малые и средние предприятия, которые поставляют множество различной продукции на экспорт. Зачастую их предложения интереснее, чем у крупных компаний, резюмирует М. Мань.
В свое время КНР скопировал европейские технологии, и теперь страна может обеспечивать высокий уровень продукции, отметил М. Грицук. «В Китае производится, в принципе, все то же самое… Понимаешь, когда видишь европейскую машину, полностью сделанную из китайских элементов», – пояснил представитель «МинТехПрома».