Не Китаем единым
Основными покупателями российского леса и продукции переработки в горизонте 5-10 лет видятся Индия, страны юго-восточной Азии, Турция, не входящие в ЕС страны Европы, государства Африки и Ближнего Востока и, конечно, Китай, который будет оставаться на стабильно высоком уровне. Об этом говорится в прогнозе, который сегодня опубликовал Рослесинфорг.
При этом в долгосрочной перспективе приоритетные экспортные рынки для российской древесины могут изменяться за счет перехода ключевого потребителя российской пилопродукции – КНР – на режим самообеспечения.
Помимо Китая, фокус в юго-восточной Азии прежде всего будет направлен на Малайзию, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Некоторые из этих стран уже показывают впечатляющую динамику.
Например, за 8 месяцев экспорт древесины в Индию, Турцию, Малайзию, Таиланд возрос почти в 2,5 раза по сравнению с соответствующим результатом 2022 года. В эти страны суммарно экспортировано 197,2 тыс. куб. м против 83,9 тыс. за прошлогодний период. Наибольший прирост у Малайзии, Таиланда и Турции – в 3 раза. Индия увеличила закупки пиломатериала на 19%.
От государства ждут адресной помощи
Способствовать расширению географии и увеличению объема поставок должно развитие прямых транспортных сообщений. Немаловажную роль в этом процессе играет расширение линейки лесной продукции за счет инвестиций в создание новых продуктов.
«В целом Россия имеет все возможности для увеличения экспорта леса в ближайшие годы. Но для этого нужны дополнительные усилия со стороны государства и бизнеса по повышению конкурентоспособности российской древесины и улучшению условий для производства и логистики товаров», – отмечают в Рослесинфорге.
В самом деле, перераспределение лесопромышленных потоков зачастую приводит к увеличению стоимости логистики и, как следствие, к уменьшению выручки от продажи лесоматериалов. В данных процессах возникает необходимость господдержки и помощи в адаптации бизнеса к текущим условиям.
Серьезную роль сегодня играет транспортная субсидия по линии Минпромторга, но она требует дифференцированного подхода, говорит заместитель гендиректора АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов. «Величина предприятия не учитывается. 500 млн руб. (предельный размер субсидии – прим. ред.) – потолок, что для организации, которая потратила 500 млн на транспортировку, что 10 млрд, как наша», – пояснил он.
Как уйти от порчи
Совершенствования требует и организация перевозок лесопродукции, с которыми периодически возникают проблемы. Как рассказал министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморья Константин Степанов, раньше любой мог подать заявку формы ГУ-12, при этом не располагая реальной грузовой базой. «Возникала спекулятивная составляющая от 30 до 50%. И не столько беда в этой наценке, беда в сроках. При общем достаточном количестве вагонов возникал искусственный дефицит из-за перепродажи, из-за того, что не успевали просто эти ГУ`шки освоить», – объяснил министр.
В настоящее время эта проблема снята. Существует перечень компаний-экспортеров, которые имеют право на приоритетный допуск к инфраструктуре. Он формируется регионами, утверждается на уровне Минпромторга РФ, и им уже руководствуется ЦФТО.
«Но при этом отделили продукцию переработки от круглого леса. Хотя эти два вида продукции, которые по 44 коду ТН ВЭД ЕАЭС декларируются, не отделимы друг от друга. Невозможно заготовить дуб и не заготовить, к примеру, березу желтую – они растут на одной лесосеке. При этом распределяем приоритеты на пилмат, а потом в середине месяца распределяем от того, что осталось, на круглый лесоматериал. Это притом, что одни и те же вагоны используются для отправки. То есть это абсолютно искусственный, никчемный барьер», – резюмирует К. Степанов, добавляя, что лесопромышленник должен сам решать, какие виды лесных грузов ему возить.
Подобные барьеры в сегодняшней ситуации – непозволительная роскошь, поскольку из-за вынужденного простоя портится груз, теряет свою товарную ценность, подчеркнул чиновник.
Стоит сказать, по итогам 8 месяцев лесопромышленники Приморья отгрузили на Дальневосточную железную дорогу 464 тыс. т лесных грузов. Это на 21,4% ниже, чем за аналогичный период 2022 года.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.