+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.03.2024 14:31:34
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Лесные грузы вошли в фазу роста

В январе – феврале на сети погружено 4,5 млн т древесины и продукции переработки. Это почти на 5% превышает соответствующий прошлогодний результат. Положительная динамика наметилась впервые за последние годы.
Лесные грузы вошли в фазу роста
Заграница поможет

С одной стороны, увеличение погрузки можно объяснить эффектом низкой базы. За 2 месяца 2023 года отправки лесных грузов к уровню предыдущего года (в январе – феврале 2022-го на экспорт российской лесопродукции еще не действовали западные санкции) упали более чем на 25%.

В то же время, согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в последние месяцы в России наметился рост заготовки древесины, выпуск древесноволокнистых плит, целлюлозы, бумаги и картона.

Возможности увеличивать в дальнейшем темпы производства у ЛПК есть в немалой степени за счет закрепления на новых рынках сбыта и оживления потребностей Китая.
Напомним, в прошлом году в Поднебесную из России завезено порядка 13 млн куб. м, или 13,6 млн т лесных грузов. Экспорт мог быть больше, однако в КНР несколько лет наблюдается кризис на рынке недвижимости, что приводит к снижению потребления древесины. Общий объем поставок леса и пиломатериалов за 2023 год в эту страну снизился на 30% по сравнению с пиковыми значениями 2019 года.

Недавно Народный банк Китая впервые с июня 2023 года снизил пятилетнюю базовую ипотечную ставку на 0,25%, до 3,95%, продолжая ослабление денежно-кредитной политики. Таким образом, власти КНР усиливают меры по поддержке сектора недвижимости. В феврале государственные банки увеличили объемы кредитования жилых проектов в рамках механизма так называемого белого списка, направленного на вливание ликвидности в пострадавший от кризиса сектор.

«Смягчая политику в сфере ипотечного кредитования, китайский ЦБ заметно оживляет рынок готовой недвижимости и жилищного строительства. Именно эта сфера во всех странах наиболее сильно страдает от ужесточения денежно-кредитной политики»,– прокомментировал доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова, эксперт Российско-Китайского комитета мира, дружбы и развития Вадим Ковригин.

Искать опору в своем доме

В последнее время все чаще говорится о необходимости расширять внутренний рынок для потребления лесопродукции. В качестве одной из задач стоит расширение возможностей деревянного домостроения. Но развитие данного направления сейчас невозможно без актуализации нормативной базы в части пожарной безопасности и сейсмоустойчивости деревянных конструкций, подчеркивает вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев, внесения изменений в законодательство, позволяющих включать предметы деревянной мебели в договор участия долевого строительства, разработки льготных ипотечных программ для строительства деревянных домов, произведенных заводским способом, и внедрения механизма эскроу-счетов при постройке индивидуальных жилых домов из лесоматериалов.

При формировании нового внутреннего рынка лесопродукции необходимо учитывать географическую специфику предприятий ЛПК. В условиях снижения потребности на экспортных рынках возможность увеличения поставок внутри страны для кого-то может быть ограничена.

Речь, в частности, идет о дальневосточных лесопромышленниках.

Как отмечают в Дальневосточном ТЦФТО, в настоящее время преимущественный объем отправок леса на внутренний рынок приходится на необработанную древесину для перерабатывающих производств Дальнего Востока (ООО «Амурская лесопромышленная компания», ООО «Римбунан Хиджау МДФ»), используемую для изготовления пиломатериалов и прочей продукции, на которые спрос в Китае пока ограничен.

При этом ближайшие мощности глубокой переработки леса (ЦБК, ЦКК) расположены в Восточной Сибири, поставки сырья в адрес которых осуществляются прежде всего лесозаготовительными предприятиями, расположенными на территориях Иркутской и Вологодской областей, Красноярского края, и на которые приходится более трети всех поставок древесины в России.
Дальневосточные же поставщики сырья на сегодня оказываются неконкурентоспособными из-за высокой себестоимости лесозаготовки в регионе и высокими транспортными расходами.
Как следствие, пока такие перевозки минимальны. В 2023 году со станций ДВЖД в адрес других железных дорог погружено всего 0,06 млн т лесных грузов. Основной объем – это погрузка в направлении ВСЖД, в адрес ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions