+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2024 11:57:39
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Прогнозы, сделанные в рамках исследования «Ставки и грузовые вагоны», сбылись

Прогноз, сделанный в рамках исследования «Ставки и грузовые вагоны» по поводу ставок аренды вагонов в декабре 2022 года, в 2023 году почти полностью оправдался – не только в выявлении общих трендов, которые сложились к декабрю 2023-го, но и относительно уровня ставок операторов. Приведем ретроспективу оценок.
Прогнозы, сделанные в рамках исследования «Ставки и грузовые вагоны», сбылись
Мы говорили, что для полувагонов дно снижения ставок на вагоны было пробито осенью 2022 года. «Для полувагонов базовая ставка аренды на споте достигла в июле 1600 руб./сут. и продержалась на этом уровне до октября. А затем они пошли в рост. Понятно, что возврата к весенним максимумам 2022-го (4000 руб./сут.) уже не будет. В I квартале 2023 года базовая ставка аренды полувагонов на споте будет стремиться достичь планки 2300 руб./сут.», – цитируем выводы из исследования.

Коридор колебаний ставок операторов

Итак, мы правильно определили коридор колебаний ставок на полувагоны зимой и весной. По расчетам выходило, что в конце 2023 года базовая ставка аренды повысится. Причем в декабре 2022-го мало кто из экспертов в это верил. Говорили, что 2300 руб./сут. – это пиковый уровень.

На таком фоне показалось некорректным привести цифры той планки, которую возьмет базовая ставка. Но при этом привели причины, по которым такое могло быть возможным – прежде всего усиление локальных дефицитов подвижного состава на сети и логконтролей. Данные факторы сработали на сети в полную силу. В конце 2023 года базовая ставка аренды обычных полувагонов на споте установилась в 3200 руб./сут.

Верным вместе с тем оказался и прогноз о том, что в 2023 году следовало «ожидать колебаний в сторону подъема доходности оперирования. Ставки позволят обновлять подвижной состав. …И сеть продолжит пополняться рабочим парком».

Полное совпадение с итогами 2023 года

По остальным типам подвижного состава – полное совпадение. Стопроцентно – по ставкам цистерн, хопперам и платформам.

Почти точно на конец 2023 года в прогнозе был указан коридор колебаний ставок обычных крытых вагонов. Причем особо обращалось внимание на высокий уровень маржинальности на споте для крытых вагонов. И их парк не просто обновился, но и существенно пополнился.

Для зерновозов мы указали на высокую вероятность роста даже при пессимистическом сценарии. А он сложился, несмотря на риски, достаточно оптимистическим.

Вместе с тем мы не ошиблись, когда указали на неустойчивость ставок в течение 2023 года из-за влияния как повышающих, так и понижающих факторов. Так ставки себя и повели – как на качелях.

Практически все остальные предположения, сделанные в декабре 2022 года, оказались справедливыми на конец 2023-го. Для примера мы просто процитируем то, что писали в виде прогноза: «В целом переход на новые цепочки поставок будет приводить к росту расстояний при транспортировке, что потребует больших, чем раньше, объемов парка для перевозки того же объема груза… На ставки, безусловно, окажет сильное влияние общая ситуация на сети РЖД. Многое будет зависеть также от параметров квотирования отправок в восточном направлении и введения ограничений на погрузку в сторону юга… Общая картина рынка останется волатильной». Это же можно повторить и сегодня.

Новый прогноз – на 2024 год

В исследовании за декабрь 2023 года приведен консенсус-прогноз на 2024 год с указанием примерного уровня ставок. Ключевыми рисками для операторов финансовые аналитики, правда, считают рост тарифов со стороны перевозчика.

Тариф будет оказывать давление на ставки операторов, которые, как уже не раз случалось, в случае завышенного уровня индексации железнодорожного холдинга будут вынуждены частично дотировать транспортировки по РЖД за счет своей маржинальности.

На уровень доходности также негативно будет давить высокая стоимость новых вагонов в 2024 году, что, в свою очередь, породит риск перераспределения части прибыли операторов «в пищевой цепочке» в пользу вагоностроителей. На третье место в ранжировании рисков ставится вероятность ускорения инфляции и снижения погрузки на РЖД.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions