+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.08.2023 16:59:54
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Признаки инновационности обнаружились только у 17% грузовых вагонов

Эти вагоны имеют улучшенные характеристики и способны работать с повышенной нагрузкой до 25 тонн на ось. Основной тип – полувагоны. И если бы в 2022 году на Восточном полигоне использовались только инновационные вагоны, то объем перевезенных грузов составил бы не 148,8 млн тонн, а, минимум, на 10 млн больше, об этом сообщает «Объединение вагоностроителей».
Восточный полигон: инновационный каждый второй

Сейчас на сети РЖД 221 тыс. инновационных вагонов, для сравнения, по состоянию на май их число составляло 165 тыс. ед. Но из них только 56% (около 90 тыс. ед.) использовали в перевозках на Восточном полигоне. В августе доля используемых инновационных вагонов на Восточном полигоне выросла до 63% (около 107 тыс. ед.), об этом говорит Евгений Семенов, исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей», выступая на XVII научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты», организатором которой является АО «НВЦ «Вагоны».

«В последнее время ведутся обсуждения планов по увеличению доли инновационных вагонов на Восточном полигоне и последующем полном замещении типового подвижного состава на вагоны с повышенной осевой нагрузкой», — говорит Евгений Семенов.

148,8 млн тонн грузов перевезли по Восточному полигону в 2022 году. Доля отправок в инновационных полувагонах на Восточный полигон составила лишь 45% от общего объема отправок полувагонов. Передислокация на полигон еще 52 тыс. инновационных полувагонов (доля повысится до 87% от общего числа инновационных полувагонов) позволила бы перевозить на 4 млн тонн больше, об этом говорит железнодорожный монополист. Но ряд других экспертов предлагает еще более внушительные данные: если бы в 2022 году на Восточном полигоне использовались только инновационные вагоны, то объем перевезенных грузов был бы больше на 10 млн тонн.

«Все это говорит о том, что заинтересованность в таком подвижном составе есть, эффективность подтверждена. Однако, важно констатировать, что лишь один поворот на Восток» не может дать достаточный импульс к дополнительному производству инновационных полувагонов. В такой работе критически важна реализация мер поддержки со стороны государства и поддержка должна быть направлена на собственников вагонов, стимулируя их к обновлению на вагоны с улучшенными характеристиками» – продолжает Евгений Семенов.

Один из основных барьеров, по словам представителя Союза ОВС, – это отсутствие субсидирования покупки инновационного подвижного состава и установленных в отношении его специальных тарифных схем, как наиболее действенных инструментов привлечения операторов к обновлению парка грузового подвижного состава.

«И барьер даже не в самом отсутствии таких схем, а в том, что при проведении тарифной политики нет четкости и прозрачности ее принятия, как следствие, нет никаких горизонтов планирования, поскольку изменение тех или иных тарифных норм может произойти не просто неожиданно, как произошла отмена специальных тарифных схем и замена их скидкой на груженый пробег, но и вразрез с действующими документами, принятыми Правительством России, как это наблюдается с сочлененными вагонами. Так, например, при использовании шестиосных вагонов-хопперов введен повышающий коэффициент 1,28», – заключает Евгений Семенов.

Поиски признаков инновационности у вагонов

ГОСТ Р 70581-2022, определяющий признаки инновационности у железнодорожного подвижного состава вступил в законную силу в июле 2023 года. Согласно ему определение «инновационный железнодорожный подвижной состав» определяет инновационным только тот железнодорожный подвижной состав, который обладает либо повышенными потребительскими качествами, либо предполагаемое использование – прениципиально новое или существенно отличается от характеристик, технологии изготовления или использования производимого железнодорожного подвижного состава. Как такое возможно реализовать на железной дороге? Об этом спорили участники круглого стола, который прошел в рамках конференции. Ученые ссылались и на «Стратегию развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года», и на «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».

Но внезапно выяснилось, что критерии, указанные в ГОСТ Р 70581- 2022 не распространяются на грузовые вагоны. Даже критерий «Экономическая эффективность применения» имеющий такие признаки, как «Стоимость владения», «Затраты на достижение целевого эффекта за счет применения железнодорожного подвижного состава» и «Стоимость жизненного цикла» также не распространяются на грузовые вагоны. К грузовым относится только критерий «Экономическая эффективность применения», параметр рассчитывается в соответствии с «Методикой». Получаются, восклицают участники круглого стола, грузовой вагон становится инновационным, если он соответствует критерию экономической эффективности.

«Возникает вопрос, почему при отнесении грузовых вагонов к инновационной продукции, они не должны отвечать критериям «Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации», «Научно- техническая новизна», «Наукоемкость», то есть получается, что инновационный грузовой вагон по ГОСТ Р 70581-2022 не соответствует тем нормативным правовым актам Российской Федерации, в которых сегодня утверждены критерии отнесения товаров к «инновационной продукции», — недоумевают ученые конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты».

Юрий Бороненко, профессор, доктор технических наук Петербургского госуниверситета путей и сообщений предлагает оценку инновационности грузовых вагонов проводить путем деления каждой характеристики вагона, претендующего на инновационность, на такую же среднюю характеристику вагонов аналогичного назначения, выпущенных промышленностью в последние 5 лет и дальнейшего их суммирования для получения одного оценочного показателя.

«Обращаю внимание на то, что в названии самой методики имеется формулировка «оценка экономической эффективности эксплуатации грузовых инновационных вагонов», это связано с тем, что данная методика разработана на основе СТО ОАО «РЖД» 2016 году. Данная методика должна применяться к грузовому вагону, который уже признан инновационным по определенным критериям и «усиливать» его инновационность за счет экономического эффекта от эксплуатации (снижение тарифа на перевозку)», — говорит он.

Методика, правда, основана на определении экономического эффекта не для вагоностроителя или оператора, а для владельца инфраструктуры. И она не отражает в полной мере установленный для инновационной продукции критерий «Экономическая эффективность применения», в котором имеются такие признаки, как «Стоимость владения», «Затраты на достижение целевого эффекта за счет применения железнодорожного подвижного состава» и «Стоимость жизненного цикла», которые являются ключевыми для владельца грузовых вагонов.

Участники рынка в июле 2023 года направили обращение в Ассоциацию «Объединение производителей железнодорожной техники» о необходимости внесения изменений в ГОСТ Р 70581-2022. Иначе, говорят они, вагоностроители вообще не смогут вывести инновационный подвижной состав на сеть.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions