+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.06.2024 15:43:03
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

ПМЭФ-2024: маркетплейсы подведут под закон, как только дадут им определение

Мудрость государства в том, что оно особо не вмешивается в процесс работы платформ, в том числе и финансовых, заявили участники панельной дискуссии, состоявшейся на полях Петербургского международного экономического форума. Однако, как заявил представитель Минэкономразвития, работа над единым отраслевым законом для цифровых платформ уже идет. Проблема в одном: пока никто не может дать четкое определение маркетплейсу и цифровой платформе.
ПМЭФ-2024: маркетплейсы подведут под закон, как только дадут им определение
Что такое маркетплейс?

Цифровые платформы жизненно необходимы. Они появились не так давно, а в период коронавирусных ограничений показали свою востребованность, об этом сказал Ярослав Кузьминов, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«Что было доступно людям в малых городах, в малых населенных пунктах? И что доступно теперь? Это конкретный эффект платформы, это очень большой вклад в качество жизни», – настаивает он.

Более того, за последние лет пять они доказали экономическую эффективность. Сергей Пивень, управляющий партнер по поддержке бизнеса Авито, поддержал позицию ученого.

«Я хотел бы еще добавить, что и для развития предпринимательства в малых городах. Мне кажется, платформы дают очень много, потому что я представляю и хорошо знаю жизнь в некоторых отдаленных городах, где живет 5–15 тысяч человек», – заявил он.

Участники дискуссии согласны – маркетплейсы и цифровые платформы нужны. Но что это такое, со слов Станислава Близнюка, председателя правления АО «Тинькофф Банк», единого, общего для всех участников определения e-commerce нет.

«У каждого участника есть свое понимание. Поэтому я хотел бы поделиться своим пониманием. Если до этого мы говорили, что экосистема, платформа – это куча каких-то продуктов, это они там что-то делают в цифровом поле, то сейчас у нас другое понимание, что экосистема объединяет использование науки как основного средства создания продукта и производства», – объяснил он. Но от этого объяснения проще не стало.

Маркетплейсам готовят закон

Отделить маркетплейсы от цифровых платформ планируют в Минэкономразвития. Максим Колесников, заместитель министра экономического развития Российской Федерации сказал, что документ уже прорабатывают в правительстве.

«Мы выступаем за создание единого отраслевого закона для цифровых платформ, который в себя включал бы ответы на те базовые вопросы, которые мы сейчас обсуждали. В первую очередь, конечно, я заложил бы единый понятийный аппарат, какую область мы регулируем, потому что у нас есть маркетплейсы, есть классифайды и так далее», – отметил он.

Удивительно, но это заявление не встретило восторга у участников рынка. Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, подчеркивает: работа финансовых платформ показывает мудрость государства в том, что государство особо не вмешивается в этот процесс. Объем заключенных финансовых сделок увеличился в пять раз, а количество потребителей финансовых услуг через финансовую платформу увеличилось почти в десять раз, этой статистикой он попытался защитить свою позицию.

«Финансовые платформы развиваются очень быстро. То есть рынок растет быстрыми темпами, в том числе благодаря тому, что государство в этот процесс активно не вмешивается. Я считаю, что этого и не надо делать», – сказал он.

Контроль необходим, настаивает М. Колесников. Пока никто не контролирует качество товаров, реализуемых с помощью маркетплейсов. Впрочем, никто не несет ответственность за предлагаемые платформами услуги. Заявлено, в цифру активно идет ритейл. Но механизмы ответственности в рамках Роспотребнадзора целиком на одной стороне, а другая сторона – которая переведена в цифровую платформу – вне этого регулирования, вне этой ответственности. Конечно, рынок сам это урегулирует, такое мнение высказал Я. Кузьминов.

«Но мне кажется, что интересы Роспотребнадзора тоже надо заявлять, учитывать. Вот его зона регулирования здесь точно должна быть», – продолжил он

«Например, туристический агрегатор сейчас не будет нести ответственности перед туристом, если туристу причинен вред. Тогда как традиционный туроператор, понятно, полную ответственность несет, в том числе уголовную», – добавил М. Колесников.

Цифровая платформа часто почему-то рассматривается как торговец, как продавец и поэтому ее пытаются регулировать как продавца. Но эта позиция в корне не верна, заявляют участники дискуссии.

«Платформа – не продавец сама по себе. Платформа – это форма организации рынка. Вот в первую очередь нам надо очень четко понимать, о чем мы говорим и что мы в данном случае регулируем», – заключает Я. Кузьминов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions