+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.04.2021 13:38:48
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Облигации, тяга на водороде и аккумуляторные батареи: как пойти на зеленый?

На прошедшей накануне стратегической сессии, посвященной основным целевым ориентирам холдинга «РЖД» до 2050 года, в числе ключевых приоритетов компании на долгосрочную перспективу назвали повышение экологичности железных дорог за счет снижения выбросов CO2.
Эти ориентиры прозвучали и на фоне проходящего в эти дни Международного саммита по вопросам борьбы с изменением климата. Его проводит США, пригласив 40 мировых лидеров. В четверг, 22 апреля, на форуме выступил президент России Владимир Путин. Он изложил подходы страны в контексте налаживания широкого международного сотрудничества, направленного на преодоление негативных последствий глобального изменения климата.

Глава государства подчеркнул, что Россия заинтересована в активизации международных усилий по решению проблемы изменения климата. «От успеха этих усилий во многом зависит судьба всей нашей планеты, перспективы развития каждой страны, благополучие и качество жизни людей», – сказал президент.

Ранее во время ежегодного обращения к Федеральному собранию РФ в числе важнейших в контексте социально-экономического развития он поставил задачу существенно ограничить к 2050 году накопленный объем чистой эмиссии в стране.

«Сейчас 45% нашего энергобаланса составляют низкоэмиссионные источники энергии, включая атомную генерацию. Уровень эмиссии парниковых газов атомными электростанциями на всем их жизненном цикле, как известно, почти нулевой», – отметил глава государства, добавив, что в стране создается инфраструктура производства водорода в качестве как сырья, так и энергоносителя.

В. Путин вспомнил пилотный проект в рамках эксперимента по снижению парниковых выбросов в атмосферу, который реализуется сейчас на Сахалине. Там создается торговая система для операций с углеродными единицами на внешних и внутренних рынках.

Напомним, что именно на Сахалине после перешивки островной магистрали на общероссийский стандарт осенью 2019-го начал курсировать рельсовый автобус РА-3 «Орлан». Сейчас идет работа над проектом организации пассажирского движения на поездах с водородными топливными элементами. И базовой платформой выбран «Орлан», а пилотным полигоном – Сахалин, где формируется водородный инфраструктурный кластер с полным технологическим циклом – от производства водорода до его применения. Уже подготовлены эксплуатационная и финансовая модели, разработано технико-экономическое обоснование проекта пассажирских перевозок по Сахалину. Сейчас идет разработка проектной документации

Как отметил глава государства, в целом власти видят комплексный путь решения проблем экологии, в том числе эмиссии парниковых газов. «Отмечу, что Россия вносит без преувеличения колоссальный вклад в абсорбирование глобальных выбросов – как своих, так и чужих – за счет поглощающей способности наших экосистем, которая оценивается в 2,5 млрд т эквивалента углекислого газа в год», – сказал он.

В. Путин напомнил, что по сравнению с 1990 годом Россия сократила выбросы парниковых газов с 3,1 млрд т эквивалента СО2 до 1,6 млрд т. «Это стало следствием кардинальной перестройки российской промышленности и энергетики, ведущейся в последние 20 лет», – пояснил он, пригласив всех сообща инвестировать в значимые климатические проекты и активнее заняться разработкой низкоуглеродных технологий по смягчению последствий и адаптации к изменениям климата.

Отметим, что в конце декабря президент поставил задачу к 2023 году сделать городские автобусы на водородном топливе, а в дальнейшем – и локомотивы. Ранее замглавы Минпромторга России Александр Морозов заявил, что выпуск локомотивов на водородном топливе может быть налажен в России в 2024-м.

В ОАО «РЖД» начиная с 2025 года планируют закупать локомотивы только на природном газе и других альтернативных источниках энергии. По словам заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, компания планирует эксплуатировать в будущем локомотивы, работающие с использованием аккумуляторных батарей, моторвагонного подвижного состава с водородными топливными элементами, локомотивы с газопоршневыми и газодизельными двигателями. Все это позволит снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.

В то же время пока эти планы претворяются в жизнь, нехватка всех видов тяги по-прежнему остается на повестке дня, а эксперты рассуждают о влиянии повсеместной декарбонизации на объемы грузоперевозок. Так, по словам генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, перспективы введения трансграничного углеродного регулирования в ЕС грозят снижением экспортных поставок продукции ряда энергоемких российских отраслей обрабатывающей промышленности, таких как металлургическая, химическая, строительная. Перевозка этих грузов тоже может снизиться, что также является серьезным риском для РЖД. «Однако если параметры нового регулирования будут требовать расчета углеродного следа, то это может стать уже преимуществом железнодорожного транспорта в конкурентной борьбе, например, с автомобильным», – поясняет он.

Но помимо непосредственного внедрения новых технологий – на водороде или с использованием аккумуляторных батарей, еще одним важным инструментом в декарбонизации сами РЖД называют зеленые облигации. Их выпускают для того, чтобы потенциально снизить стоимость финансирования, поддержать достижение внутренних целей, диверсифицировать базу инвесторов и продемонстрировать стратегию устойчивого развития. К категориям зеленых проектов относят те, которые касаются возобновляемой энергии, энергоэффективности, предотвращения/контроля загрязнения, наземного и водного биоразнообразия, чистого транспорта, управления водой и сточными водами и так называемых зеленых зданий.

На сегодня ОАО «РЖД» является крупнейшим зеленым заемщиком в стране. В рейтинге Sustainalytics ESG Risk Ratings (ESG-рейтинг – это оценка экологических и социальных рисков бизнеса, а также рисков корпоративного управления в компании. – Прим. авт.) РЖД имеют средний уровень риска – 26,7.

За весь 2020 год всего было размещено 7 выпусков бессрочных облигаций на общую сумму 313 млрд руб.

В мае прошлого года состоялась первая сделка зеленых облигаций РЖД, в марте текущего – выпуск зеленых облигаций в CHF (зеленые бонды на 250 млн швейцарских франков) и в сентябре – бессрочных облигаций. При этом осенью представители РЖД заявили, что имеет смысл двигаться в сторону некоторого ослабления регулирования. Например, сейчас по российским стандартам нельзя выпустить зеленые облигации и направить их на цели рефинансирования. 

Недавно первый заместитель генерального директора холдинга Вадим Михайлов сообщил, что РЖД не исключают выпуск зеленых и социальных облигаций в 2021 году.

«Мы открыты ко всем инструментам, которые есть на рынке и которые эффективны для российских железных дорог. Безусловно, социальные облигации пользовались огромным успехом, безусловно, на повестке дня и российской, и мировой экономики есть зеленая повестка и выпуск зеленых облигаций, он приветствуется», – сказал топ-менеджер РЖД.

РЖД также предлагают рассмотреть возможность выделения государственных субсидий на компенсацию купонов по зеленым облигациям.

«К сожалению, наше законодательство никаких преференций для зеленых облигаций не устанавливает. Нам бы очень хотелось, чтобы в том числе и наши законодательные органы как-то проявили интерес к зеленым облигациям с точки зрения возможного субсидирования их выпуска», – отметил В. Михайлов и добавил, что РЖД удается осуществлять выпуски зеленых облигаций по низкой ставке, потому что спрос на бумаги ощутимо опережает предложение.

Добавим, что также ранее московские власти определили первые проекты, которые будут финансироваться за счет выпуска городских зеленых облигаций. Ими станут закупка электробусов и строительство метро.

Заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Мария Багреева отмечает, что зеленые облигации – новый инструмент для России. И на сегодня существует лишь несколько выпусков таких облигаций компаниями, опыта выпуска регионами еще нет. Таким образом, Москва станет первым регионом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions