+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.10.2020 13:35:26
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Зеленое финансирование в РФ: кто вкладывает инвестиции в экологию и что им мешает?

В конце сентября РЖД разместили бессрочные зеленые бонды объемом 100 млрд руб. Это стало первым рыночным размещением зеленых облигаций в России для государственного корпоративного заемщика с наивысшим кредитным качеством. Интерес к зеленым облигациям как к инструменту привлечения долгосрочного финансирования растет в последнее время во всем мире как со стороны крупных компаний, так и со стороны инвесторов. Зеленые технологии дают важные конкурентные преимущества для железнодорожного транспорта в сегодняшних реалиях. Но насколько укоренилось стремление российских инвесторов вкладывать в «природу»? И какие объективные проблемы стопорят развитие рынка зеленых облигаций в настоящее время?
Что такое зеленые облигации и как развит рынок?

Зеленый бонд – деловой инструмент, который используется для финансирования экологических проектов. Его выпускают для того, чтобы потенциально снизить стоимость финансирования, поддержать достижение внутренних целей, диверсифицировать базу инвесторов и продемонстрировать стратегию устойчивого развития. К категориям зеленых проектов относят те, которые касаются возобновляемой энергии, энергоэффективности, предотвращения/контроля загрязнения, наземного и водного биоразнообразия, чистого транспорта, управления водой и сточными водами и так называемых зеленых зданий.

За последние шесть лет рынок зеленых, в том числе социальных облигаций и облигаций устойчивого развития, в мире серьезно повзрослел – вырос в 25 раз. В прошлом году этот рынок достиг показателя в $300 млрд. В этом году, как отмечает президент J.P. Мorgan в России и СНГ Ян Тавровский, объем рынка тоже приближается к этой цифре, несмотря на последствия пандемии. «Все больше банков, фондов, управляющих компаний заявляют о приверженности принципам устойчивого развития, отказываясь инвестировать в бизнес-проекты и в компании, которые загрязняют окружающую среду», – отмечает он.

По его словам, общий рост спроса на зеленые облигации связан с ростом популярности ответственного подхода к инвестированию. При этом нужно учитывать возможность высокой вероятности получения небольшой дополнительной выгоды для эмитента. Кроме того, в числе рисков он отмечает тот факт, что нефтегазовый сектор может не восприниматься как эмитент по-настоящему зеленых облигаций в силу традиционно углеродоемкой бизнес-модели.

В числе основных принципов зеленых облигаций он называет использование средств (они должны быть использованы именно на зеленые проекты), процесс оценки и выбора проекта (полное раскрытие инвестором процесса, с помощью которого эмитент определяет, насколько потенциальные проекты соответствуют категориям зеленых проектов) и управление средствами (привлеченные средства должны использоваться только по назначению, то есть на зеленые проекты.

По данным «ВТБ Капитал», III квартал текущего года стал рекордным по объемам зеленых выпусков, почти вдвое превзойдя аналогичный период прошлого года. Аналитики ожидают рост рынка до $2 трлн к 2023 году.

На рынке зеленых и социальных бондов активны калифорнийские компании, а в Европе – Германия, говорит руководитель управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал» Андрей Соловьев.

В России рынок зеленых облигаций пока выглядит как экзотика, но, по оценке аналитика, это именно то направление, к чему все уже стремятся. По его мнению, для того чтобы этот продукт активно развивался в России, возможны несколько способов. Во-первых, необходимо уменьшить налоговую нагрузку на инвесторов, которые покупают зеленые бонды. Во-вторых, крупные фонды должны часть своих активов посвящать именно зеленым облигациям. «Бесспорно, должен быть первый толчок. Мы не думаем, что какое-то налоговое преимущество должно быть для эмитентов. Преимущества должны быть со стороны инвесторов», – отмечает он.

По оценке генерального директора АО «ИК «РЖД-Инвест» Ивана Григоровича, в России на сегодня объем рынка сертифицированных ESG-облигаций (Environmental, Social, and Corporate Governance – «Экология, социальная ответственность, управление») составляет 174,5 млрд руб. Потенциальный объем размещения зеленых облигаций, заявленный ВЭБ.РФ в июне текущего года, – более 300 млрд руб. Доступный объем средств российских институциональных инвесторов, которые могут быть направлены на ESG-инструменты, составляет 1,4 трлн руб.

К проблемам развития устойчивого финансирования И. Григорович относит неразвитую экосистему рынка (отсутствие профильных инвесторов и институтов и недостаток спроса на зеленые инвестиции у существующих инвесторов), разрозненность критериев для оценки (в зависимости от программ поддержки применяются разные критерии и методики оценки), недостаток развития мер поддержки ESG-инструментов (потенциальные участники не видят преимуществ применения новых инструментов).

Что мешает развитию зеленого рынка?

Для российских компаний развитие зеленого финансирования затрудняет ряд факторов. Как поясняет заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления Алексей Мирошниченко (ВЭБ является одним из разработчиков методологии по оценке зеленых проектов), для того чтобы повторить успех РЖД, компания должна обладать тремя составляющими: быть такой же большой, то есть иметь такое же высокое кредитное качество, иметь соответствующий зеленый проект международного уровня и не иметь каких-либо ограничений на предоставление финансирования. По его словам, таких компаний в стране не так много.

Что касается более мелких компаний и проектов, для некоторых в силу размера нецелесообразно проходить сертификацию в международном агентстве и выходить на рынок. «Для того чтобы мы могли эти компании немного подсветить и сориентировать, должен быть локальный стандарт, который снимет разночтения с международными стандартами», – отметил А. Мирошниченко

Как он рассказал, ВЭБ после проработки всех стандартов подготовил проект таксономии зеленых проектов. «Сейчас мы собираемся выпускать вторую версию проекта, переработанную с учетом замечаний от рынка. Мы дополним этот документ количественными критериями, которые уже четко позволят рейтинговым агентствам специфицировать точки отсечения – до какой степени эти проекты еще не зеленые и с какой степени уже зеленые», – сказал спикер.

Кроме того, ВЭБ.РФ намерен выйти с предложением о формировании портфеля зеленых сделок, который позволит выходить на зеленый рынок более мелким компаниям.

«Зеленое финансирование – это инструмент, который, с одной стороны, должен помочь российским компаниям привлекать зарубежных инвесторов, с другой – подержать те самые проекты, которым нужно добавить чуть больше CAPEX (капитальные затраты) и впоследствии расплатиться за привлеченный кредит. Поддержка необходима для того, чтобы проекты реализовывались в РФ на качественно ином уровне, который все ответственные предприниматели должны продвигать, чтобы через 20 лет мы не забили наши города промышленными отходами», – резюмирует А. Мирошниченко.

Как развивает зеленые проекты ОАО «РЖД»?

ОАО «РЖД» является крупнейшим зеленым заемщиком в стране. В рейтинге Sustainalytics ESG Risk Ratings (ESG-рейтинг – это оценка экологических и социальных рисков бизнеса, а также рисков корпоративного управления в компании. – Прим. авт.) РЖД имеют средний уровень риска – 26,7.

В мае прошлого года состоялась первая сделка зеленых облигаций РЖД, в марте текущего – выпуск зеленых облигаций в CHF и в сентябре – бессрочных облигаций.

«РЖД сертифицированы как со стороны международных агентств, так и локальных, прежде всего это ВЭБ.РФ. Несмотря на то, что российский рынок только развивается в сторону экологического финансирования, спрос на эти инструменты есть. В сентябре мы выпускали очередной транш облигаций без срока погашения и также сертифицировали его по международным стандартам. И мы видели, что многие инвесторы заходили в бумагу именно потому, что она зеленая», – говорит начальник департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Татьяна Орлова.

При этом, по мнению представителя РЖД, в компании считают, что имеет смысл двигаться в сторону некоторого ослабления регулирования. Например, сейчас по российским стандартам нельзя выпустить зеленые облигации и направить их на цели рефинансирования. А на международном рынке это допустимо.

«У РЖД есть три выпуска зеленых облигаций – международный выпуск (евро и швейцарские франки) и локальный. Частично средства от этих размещений будут в том числе направлены на рефинансирование. Мне кажется, это как раз та мера, которая позволит увеличить объем сделок и решить проблему компаний, у которых недостаточно отдельных проектов для того, чтобы выйти на этот рынок. Действительно, решением может быть формирование некоторого портфеля проектов. Другим решением может быть направление средств как раз на рефинансирование. Потому что многие компании, и РЖД в том числе, уже достаточно длительное время инвестируют в зеленые проекты. С этой точки зрения рефинансирование и возможность направления средств, например, на проекты, которые были финансированы не позднее чем за 3 года, как вариант для размещения – это могло очень поддержать и других российских заемщиков», – высказывается Т. Орлова

Как проводится таксономия зеленых проектов?

Для того чтобы выпустить зеленые бонды, необходимо найти правильный проект.

Но, по словам Я. Тавровского, эмитенты на рынке столкнулись с тем, что зеленых проектов на самом деле не так много. А существующие проекты имеют ограниченный объем необходимого финансирования, что соответственно влияет на способность выходить на инвестиционный рынок и выпускать бонды. «Альтернатива доступа к этому растущему пулу «зеленых денег» – в так называемых переходных облигациях, выпускаемых представителями углеродоемких отраслей с целью внедрения более прогрессивных бизнес-моделей, предполагающих снижение выбросов», – говорит он.

Кроме того, новый для рынка инструмент до сих пор используется лишь одним эмитентом – компанией Enel (международная компания, занимающаяся производством и распределением электроэнергии и газа. – Прим. авт.). Структура облигаций вызвала резонанс в инвестиционном сообществе: одни инвесторы признают потенциальные возможности механизма, тогда как другие отдают предпочтение более традиционным инструментам.

Россия пока находится ниже того уровня, который бы на 100% соответствовал зеленым нормам Европы и мирового банка. Поэтому важно соблюдать ряд условий, отмечает первый заместитель генерального директора АО «Эксперт РА» Марина Чекурова.

Какие документы должен иметь эмитент, когда он выходит на рынок? Экологическое заключение, внутренние документы компании (положение об оценке и отборе зеленых проектов и т. д.), положение о коллегиальном органе, который может определять зеленость, положение о том, как используются собранные средства и, наконец, информационную политику раскрытия использования зеленых средств.

Что касается инвестора, по словам М. Чекуровой, безусловно, им необходимо очень внимательно читать все документы, инвестиционную презентацию компании, когда она выходит на рынок бумаг.

По ее мнению, на рынке необходимо стимулирование с точки зрения налогообложения тех средств, которые инвестируют компании в качестве инвесторов. «Для эмитентов получение экологических заключений, second opinion от рейтингового агентства, подготовка материалов – достаточно дорогое удовольствие. И если бы государство хотело помочь развитию зеленых инструментов, было бы неплохо, чтобы средства, связанные с выпуском зеленых бондов, каким-то образом субсидировались», – отметила она.

В таком случае компания будет чувствовать себя свободнее при выпуске зеленых бондов. РЖД как крупнейшая компания смогли позволить себе издержки, но для небольших компаний это будет барьером для входа на рынок.

Как еще можно помочь развитию рынка в России?

В России сейчас достаточно много компаний, готовых создавать такие проекты. Но главной проблемой для большинства из них становится стоимость привлечения.

«Если в настоящее время она не будет никак отличаться от классических облигаций, большинство соответствующих руководителей в компаниях не понимают, для чего им тратить усилия на эти зеленые проекты и выпуск зеленых облигаций, если экономическая составляющая от выпуска этих зеленых облигаций фактически нулевая», – комментирует управляющий директор по рынкам долгового капитала, Sberbank SIB Эдуард Джабаров.

Он отмечает, что спрос со стороны эмитентов на выпуск таких бумаг достаточно большой. И в качестве мер поддержки следует сконцентрироваться именно на стимулировании спроса, который на российском рынке формулируется двумя кластерами инвесторов – банками и институциональными инвесторами в виде пенсионных фондов, управляющих и страховых компаний.

В качестве инициатив по развитию рынка он отмечает применение налоговой ставки в размере 0% по отношению к купонному доходу по зеленым облигациям по аналогии с федеральными бумагами.

«Также мы предлагаем применение нулевой налоговой ставки по доходу от реализации зеленых облигаций – по аналогии с ценными бумагами из высокотехнологичного сектора.

Еще одной мерой может стать создание специализированных фондов, в том числе государственных, инвестирующих в зеленые облигации. Они могут быть на базе институтов развития, в частности ВЭБ, и помогут создать первичный спрос на новый инструмент финансирования, говорит Э. Джабаров.

Помимо налоговых преференций, также предлагается рассмотреть регуляторные послабления для кредитных организаций, отнесение зеленых облигаций к ценным бумагам с низким процентным риском, приравнивание зеленых облигаций к кредитам, предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования, и т. д.
Напомним, что   эти и другие актуальные для рынка вопросы будут обсуждаться на XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2020 года в г. Москве (отель «Бородино», Русаковская ул., д.5, стр.13).  Девиз мероприятия - «Разговор без купюр»

 XVIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» пройдет в формате офлайн при соблюдении необходимых мер безопасности и с возможностью онлайн участия. 
В рамках  деловой программы мероприятия запланирована пленарная дискуссия на тему «Грузовые перевозки: что ждет участников рынка», два экспертных диалога – «Тарифный вопрос: ожидание и реальность» и «Цифровые технологии: сервис навстречу клиенту», а также две панельные дискуссии: «Из вагона в контейнер, или Как ускорить темпы контейнеризации?» и «Цифровые технологии: сервис навстречу клиенту».

Ежегодно международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»  привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. 

Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь, по тел. +7 812 418 34 90 или по эл. почте conf@rzd-partner.ru 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions