НДС преткновения
Напомним, что глава Минтранса России Максим Соколов подсчитал, что обнуление НДС на внутренние авиаперевозки даст авиакомпаниям 20 млрд руб. – примерно столько они потеряли от закрытых направлений (Турция, Египет, Украина).
Однако в сентябре 2015 года правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова не поддержала предложение Минэкономразвития об обнулении НДС на внутренние авиаперевозки на 3 года.
Как не раз заявляли в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, установление нулевой ставки НДС на реализацию внутренних воздушных перевозок позволит улучшить финансовое положение российских авиакомпаний, осуществляющих такие перевозки, а также повысить уровень конкуренции на внутреннем рынке, расширить объем средств, направляемых на модернизацию и обновление парка воздушных судов. Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напомнил, что ранее представители отрасли говорили, что сокращение НДС с 18 до 0% позволит поделить экономию пополам – пассажирам и авиакомпаниям. «Сейчас же есть риск, что слишком значительная часть экономии достанется поставщикам, а те, ради кого все затевалось, так и останутся на бобах», – комментирует он.
О. Пантелеев считает, что нужно определиться, что важнее: доступность билетов или доходность перевозок. «Дело в том, что расходы авиакомпаний растут достаточно быстро, потому что значительная часть издержек привязана к курсу доллара. Да и авиакеросин, который является основной статьей затрат, в России в 2015 году подорожал. Тарифы авиакомпаний не успевают ни за официальной инфляцией в РФ, ни за ростом издержек. Соответственно, если авиакомпании полученную таким образом экономию отдадут пассажиру, то следом за «Трансаэро» потянутся и другие перевозчики», – полагает он.
Подарок на Новый год
Отраслевые аналитики отмечают, что авиабилеты в России значительно подешевели не только во внутреннем сообщении, но и в международном. Так, с 1 по 10 января 2015-го стоимость авиабилетов снизилась в среднем на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По наблюдениям генерального директора Biletix Александра Сизинцева, наибольшее снижение стоимости билетов в одну сторону отмечается на внутренних направлениях: Москва – Саратов – 50% (с 11 476 до 5740 руб.), Москва – Казань – 45% (с 9097 до 4964 руб.), Москва – Махачкала – 39% (с 11 256 до 6835 руб.), Москва – Санкт-Петербург – 24% (с 6056 до 4884 руб.), Москва – Новосибирск – 5% (с 14 136 до 13 369 руб.).
Что касается международных маршрутов, то наибольшее снижение эксперт отмечает по направлениям, которые связывают столицу России с такими городами, как Ираклион, – 37% (с 20 267 до 12 704 руб.), Дананг – 35% (с 36 255 до 23 583 руб.), Аликанте – 33% (с 25 248 до 16 965 руб.), Варшава – 30% (с 13 147 до 9213 руб.), Гонконг – 26% (с 27 648 до 20 491 руб.).
«Вопреки опасениям, уход с рынка такого крупного игрока, как «Трансаэро», а также ряда иностранных авиаперевозчиков не вызвал резкого подорожания услуг. В сдерживании роста стоимости билетов заинтересованы прежде всего авиаперевозчики, стремящиеся сохранить свою долю рынка на фоне снижения покупательной способности», – комментирует А. Сизинцев.
Тем не менее отраслевые аналитики отмечают, что за уходящий год в целом по отрасли произошло небольшое увеличение стоимости билетов. «Несмотря на общий рост стоимости авиабилетов, на наш взгляд, он не является критичным, находясь ниже официального уровня инфляции. Сравнивая 2015 и 2014 гг., можно отметить, что средний чек на внутренних рейсах за год вырос на 3% (с 11 904 до 12 262 руб.), а на международные авиаперелеты – на 6,7% (с 18 066 до 19 292 руб.) для авиабилетов в обе стороны», – комментирует А. Сизинцев.
По его наблюдениям, на авиабилеты в одну сторону доля ценового сегмента до 10 тыс. руб. сократилась с 61,8% в 2014 году до 53,5% в 2015-м. А в ценовом сегменте от 10 до 20 тыс. руб., напротив, выросла с 31,9 до 36,9%. Как отмечает А. Сизинцев, более дорогие сегменты перелетов также продемонстрировали увеличение объема.
Авиакомпании идут навстречу клиентам
Однако и сами авиаперевозчики в сложных экономических условиях разрабатывают новые предложения для своих клиентов. «Реальные доходы населения продолжают снижаться, и у авиакомпаний нет возможности заполнить свои самолеты, кроме как стимулировать спрос низкими ценами», – комментирует О. Пантелеев.
Например, новая тарифная система S7 предполагает варианты полета без багажа, только с ручной кладью, за счет чего стоимость путешествия снижается. Подобный тариф с 4 декабря внедрила и компания «ЮТэйр». Как рассказали в пресс-службе авиаперевозчика, новый тариф «Лайт» подразумевает отсутствие багажа и предполагает только 10 кг ручной клади. Такой подход позволяет снизить стоимость путешествия.
Согласно данным системы бронирования билетов «Аэрофлота», российский авиаперевозчик с 1 января 2016 года вводит плоские тарифы сроком на один год. Компания приняла решение, что тариф «Дальний Восток», по которому перевозятся пассажиры из Москвы во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Хабаровск, в оба конца в экономическом классе составит 20 тыс. руб. Тариф в один конец – 12 тыс. руб. Стоимость перелета в Калининград и Симферополь с 1 января будет составлять 8,5 тыс. руб. в экономклассе в обе стороны, в одну сторону – 5,1 тыс. руб.
Отметим, что ранее «Аэрофлот» установил стоимость перелетов в Крым и Калининград до 7,5 тыс. руб. за билет туда-обратно и до 4,5 тыс. – в один конец. А стоимость авиабилетов из Москвы в Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск составляла до 11 тыс. руб. в один конец и до 18 тыс. руб. в оба конца (с учетом такс и сборов).
Более того, с 11 декабря 2015 года открыта продажа авиабилетов на перелет внутри России собственными рейсами «Аэрофлота» по сниженным на 10% тарифам. Такой подарок компания сделала гражданам к Новому году. Акция распространяется на авиабилеты во все классы обслуживания (бизнес, комфорт, эконом), применяется ко всем тарифным группам и продлится до 26 марта 2016 года включительно
Однако, несмотря на наметившиеся для пассажиров положительные тенденции, авиакомпаниям данная ситуация не идет на пользу. И вполне возможно, что небольшое снижение тарифов сейчас обернется резким ростом стоимости билетов в сезон. О. Пантелеев прогнозирует, что в зимний период продолжатся ценовые войны, которые приведут к выходу из игры еще какого-то количества авиакомпаний. К лету начнется рост тарифов, который, не исключено, продолжится до конца 2016 года.
Татьяна Симонова