+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2015 12:15:05
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Бюджетный перелет: миф или реальность?

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости развивать конкуренцию в сфере авиаперевозок и сохранять разумные цены на авиабилеты. Помимо снижения НДС на воздушные перевозки с 18 до 10%, на прошлой неделе правительство РФ согласовало обнуление ставки НДС на внутренние авиаперевозки в 2016 году. По словам председателя правительства, сегодня стоит задача не только сохранить, но и простимулировать рынок. Однако поможет ли снижение НДС сделать стоимость билетов более доступной?
 

НДС преткновения

Напомним, что глава Минтранса России Максим Соколов подсчитал, что обнуление НДС на внутренние авиаперевозки даст авиакомпаниям 20 млрд руб. – примерно столько они потеряли от закрытых направлений (Турция, Египет, Украина).

Однако в сентябре 2015 года правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова не поддержала предложение Минэкономразвития об обнулении НДС на внутренние авиаперевозки на 3 года.


Как не раз заявляли в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, установление нулевой ставки НДС на реализацию внутренних воздушных перевозок позволит улучшить финансовое положение российских авиакомпаний, осуществляющих такие перевозки, а также повысить уровень конкуренции на внутреннем рынке, расширить объем средств, направляемых на модернизацию и обновление парка воздушных судов. Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напомнил, что ранее представители отрасли говорили, что сокращение НДС с 18 до 0% позволит поделить экономию пополам – пассажирам и авиакомпаниям. «Сейчас же есть риск, что слишком значительная часть экономии достанется поставщикам, а те, ради кого все затевалось, так и останутся на бобах», – комментирует он.


О. Пантелеев считает, что нужно определиться, что важнее: доступность билетов или доходность перевозок. «Дело в том, что расходы авиакомпаний растут достаточно быстро, потому что значительная часть издержек привязана к курсу доллара. Да и авиакеросин, который является основной статьей затрат, в России в 2015 году подорожал. Тарифы авиакомпаний не успевают ни за официальной инфляцией в РФ, ни за ростом издержек. Соответственно, если авиакомпании полученную таким образом экономию отдадут пассажиру, то следом за «Трансаэро» потянутся и другие перевозчики», – полагает он.

Подарок на Новый год

Отраслевые аналитики отмечают, что авиабилеты в России значительно подешевели не только во внутреннем сообщении, но и в международном. Так, с 1 по 10 января 2015-го стоимость авиабилетов снизилась в среднем на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По наблюдениям генерального директора Biletix Александра Сизинцева, наибольшее снижение стоимости билетов в одну сторону отмечается на внутренних направлениях: Москва – Саратов – 50% (с 11 476 до 5740 руб.), Москва – Казань – 45% (с 9097 до 4964 руб.), Москва – Махачкала – 39% (с 11 256 до 6835 руб.), Москва – Санкт-Петербург – 24% (с 6056 до 4884 руб.), Москва – Новосибирск – 5% (с 14 136 до 13 369 руб.).

Что касается международных маршрутов, то наибольшее снижение эксперт отмечает по направлениям, которые связывают столицу России с такими городами, как Ираклион, – 37% (с 20 267 до 12 704 руб.), Дананг – 35% (с 36 255 до 23 583 руб.), Аликанте – 33% (с 25 248 до 16 965 руб.), Варшава – 30% (с 13 147 до 9213 руб.), Гонконг – 26% (с 27 648 до 20 491 руб.).

«Вопреки опасениям, уход с рынка такого крупного игрока, как «Трансаэро», а также ряда иностранных авиаперевозчиков не вызвал резкого подорожания услуг. В сдерживании роста стоимости билетов заинтересованы прежде всего авиаперевозчики, стремящиеся сохранить свою долю рынка на фоне снижения покупательной способности», – комментирует А. Сизинцев.

Тем не менее отраслевые аналитики отмечают, что за уходящий год в целом по отрасли произошло небольшое увеличение стоимости билетов. «Несмотря на общий рост стоимости авиабилетов, на наш взгляд, он не является критичным, находясь ниже официального уровня инфляции. Сравнивая 2015 и 2014 гг., можно отметить, что средний чек на внутренних рейсах за год вырос на 3% (с 11 904 до 12 262 руб.), а на международные авиаперелеты – на 6,7% (с 18 066 до 19 292 руб.) для авиабилетов в обе стороны», – комментирует А. Сизинцев.

По его наблюдениям, на авиабилеты в одну сторону доля ценового сегмента до 10 тыс. руб. сократилась с 61,8% в 2014 году до 53,5% в 2015-м. А в ценовом сегменте от 10 до 20 тыс. руб., напротив, выросла с 31,9 до 36,9%. Как отмечает А. Сизинцев, более дорогие сегменты перелетов также продемонстрировали увеличение объема.

Авиакомпании идут навстречу клиентам

Однако и сами авиаперевозчики в сложных экономических условиях разрабатывают новые предложения для своих клиентов. «Реальные доходы населения продолжают снижаться, и у авиакомпаний нет возможности заполнить свои самолеты, кроме как стимулировать спрос низкими ценами», – комментирует О. Пантелеев.

Например, новая тарифная система S7 предполагает варианты полета без багажа, только с ручной кладью, за счет чего стоимость путешествия снижается. Подобный тариф с 4 декабря внедрила и компания «ЮТэйр». Как рассказали в пресс-службе авиаперевозчика, новый тариф «Лайт» подразумевает отсутствие багажа и предполагает только 10 кг ручной клади. Такой подход позволяет снизить стоимость путешествия.

Согласно данным системы бронирования билетов «Аэрофлота», российский авиаперевозчик с 1 января 2016 года вводит плоские тарифы сроком на один год. Компания приняла решение, что тариф «Дальний Восток», по которому перевозятся пассажиры из Москвы во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Хабаровск, в оба конца в экономическом классе составит 20 тыс. руб. Тариф в один конец – 12 тыс. руб. Стоимость перелета в Калининград и Симферополь с 1 января будет составлять 8,5 тыс. руб. в экономклассе в обе стороны, в одну сторону – 5,1 тыс. руб.

Отметим, что ранее «Аэрофлот» установил стоимость перелетов в Крым и Калининград до 7,5 тыс. руб. за билет туда-обратно и до 4,5 тыс. – в один конец. А стоимость авиабилетов из Москвы в Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск составляла до 11 тыс. руб. в один конец и до 18 тыс. руб. в оба конца (с учетом такс и сборов).

Более того, с 11 декабря 2015 года открыта продажа авиабилетов на перелет внутри России собственными рейсами «Аэрофлота» по сниженным на 10% тарифам. Такой подарок компания сделала гражданам к Новому году. Акция распространяется на авиабилеты во все классы обслуживания (бизнес, комфорт, эконом), применяется ко всем тарифным группам и продлится до 26 марта 2016 года включительно

Однако, несмотря на наметившиеся для пассажиров положительные тенденции, авиакомпаниям данная ситуация не идет на пользу. И вполне возможно, что небольшое снижение тарифов сейчас обернется резким ростом стоимости билетов в сезон. О. Пантелеев прогнозирует, что в зимний период продолжатся ценовые войны, которые приведут к выходу из игры еще какого-то количества авиакомпаний. К лету начнется рост тарифов, который, не исключено, продолжится до конца 2016 года.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions