+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2023 13:07:02
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Беспилотники налетали на цифровую платформу

На состоявшемся совещании по развитию беспилотной авиации глава государства заявил о необходимости снимать устаревшие административные, регуляторные и другие барьеры. При этом для безопасности полетов нужно сформулировать современные, четкие и прозрачные правила с применением цифровых решений. Практически одновременно тема развития индустрии БПЛА обсуждалась и в Совете Федерации.

Регионы просят и запрещают

В 2022 году рынок летательных беспилотников в России составил порядка 22 млрд руб. По данным Росавиации, в стране зарегистрировано 78 тыс. дронов массой до 30 кг.

В настоящее время БПЛА применяются в тушении пожаров, грузовых перевозках и сельском хозяйстве. Их деятельность на регулярной основе сейчас обкатывается в рамках экспериментального правового режима (ЭПР), который установлен в 6 субъектах РФ. Это Камчатка, Башкортостан, Томская область, Чукотка, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округ.

Дополнительно обращения поступают и от других территорий, поэтому количество регионов, где будет действовать ЭПР по беспилотным полетам, в обозримой перспективе планируется увеличить до 19, сообщил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ Владимир Волошин.

Однако есть немало сдерживающих факторов для широкого внедрения беспилотников в разных отраслях экономики. «Сталкиваемся с тем, что регионы сначала говорят, да, хочу. Буквально через некоторое время губернаторы принимают решение запретить полеты в принципе, – говорит В. Волошин. – При этом сам ЭПР имеет гибкость. Срок его установления до 3 лет, но и до этого периода можно вносить определенные изменения».

Замглавы Росавиации Дмитрий Ядров подтвердил эту ситуацию. «Ограничения беспилотников в регионах – это барьер. На сегодня 38 субъектов РФ установили запрет на полеты беспилотных воздушных судов. Одно дело, когда это имеет место в центральной части страны, но другое – когда Магаданская область предлагает ограничить полеты», – сказал он.

Безопасность в приоритете

Безусловно, дрон в злых руках несет серьезную угрозу. И сейчас активно обсуждается тема противодействия служб транспортной безопасности возможному вмешательству в работу транспорта со стороны БПЛА. В первую очередь речь идет об уязвимости аэропортовой инфраструктуры.

В настоящее время полномочия противодействовать дронам имеют силовые структуры. С недавних пор таким правом наделена ведомственная охрана, но, как известно, у воздушного транспорта такого подразделения нет.

«Что касается гражданских аэродромов, мы четко понимаем, что наши аэродромы и службы [транспортной безопасности] не имеют компетенций, у них не стоит никаких средств обнаружения и подавления беспилотников, – говорит Д. Ядров. – Позиция Минтранса, Росавиации состоит в том, что этим должна заниматься Росгвардия по аналогии того, как за рубежом занимается полиция, которая определяет, где эти беспилотники летят, и применяет соответствующие меры: сбивать или ставить ловушку и т.д.»

По словам представителя Росавиации, данный подход должен быть отражен не в требованиях законодательства о воздушном транспорте, а скорее всего, в законе «О противодействии терроризму», ФЗ №404 «О внесении изменения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».

Другой блок вопросов связан с безопасной эксплуатацией БПЛА и развитием соответствующей сферы регулирования. В прошлом году в стране зафиксировано 122 нарушения использования воздушного пространства беспилотниками. Во многих случаях владельцы дронов не ставили в известность местные власти о полетах, когда этого предусматривал порядок.

Но возникают нештатные истории и когда не требовалось уведомления о запуске квадрокоптера. Подобный случай на днях произошел в столице.

«Недавно потерялся беспилотник в Марьино и начал хаотично летать по всей Москве. Были введены соответствующие ограничения, закрыли аэродром Внуково. Практически он долетел до объекта госохраны Кремля, после этого был переправлен в Сергиев Посад, где упал», – рассказал Д. Ядров.

Как отметил управляющий директор по работе с цифровыми активами ГТЛК Алексей Куканов, через три года число зарегистрированных дронов может увеличиться более чем в 4 раза, до 372 тысяч.

«Это значит, в небе у нас в моменте будет находиться драматически больше аппаратов, чем сейчас. Управлять всем этим по тем технологиями и процедурам, которые есть сегодня, будет затруднено, скорее невозможно», – считает А. Куканов.

Выход – в создании единой цифровой платформы, которая будет вбирать функционал регулятора, отражать информацию от производителей БПЛА и эксплуатантов. Система позволит не только мониторить полеты беспилотников, но и в автоматическом режиме выдавать разрешение на запуск дронов. Немаловажно, что накопленная в ней статистика послужит важной информацией для страховых компаний, поставщиков и пользователей аппаратов, предлагая эффективные модели взаимодействия.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions