– Малая авиация жива. Это авиация для обеспечения функционирования силовых и административных государственных структур: МЧС, МВД, спецслужб, лесоохраны и т. д. Крупные корпорации также имеют собственные авиационные средства обеспечения своей деятельности в труднодоступных районах страны. А вот чисто коммерческий сектор малой авиации действительно не развит. Основной причиной считаю прежде всего низкую доходность данного сектора в настоящее время. При этом в условиях санкционного давления роль малой авиации в России, считаю, не изменилась.
– Как известно, на Уральском заводе гражданской авиации будут производить самолеты ЛМС-901 «Байкал». Они должны стать альтернативой кукурузникам. Своевременное решение? Или Россия с ним серьезно запоздала?
– Как раз из-за санкций это решение своевременное. Производить такие самолеты необходимо, так как есть задачи, при выполнении которых самолеты типа «Байкал» незаменимы и выгодны. Если говорить об экспорте подобной техники, то и здесь видны перспективы. Практика показывает: за рубеж хорошо продается то, что успешно реализовано, производится и хорошо работает здесь.
– Есть ли смысл в возрождении отечественного производства самолетов Ан-2?
– Концепция самолета типа Ан-2 актуальна и сегодня. Но возрождать и копировать смысла мало. Технологии значительно усовершенствовались, требования к технике расширились. Кроме того, для производства самолета, пусть и Ан-2, требуется широкая кооперация предприятий, многих из которых уже нет, а оставшиеся выпускают другую продукцию. Поэтому сложности с налаживанием нового производства или возобновлением старого будут соизмеримые.
– В России собственникам малых воздушных судов уже с сентября 2022 года разрешат зарабатывать на перевозке грузов и пассажиров. Есть ли в этой инициативе кабмина очевидные недостатки?
– К числу подводных камней следует отнести полное выполнение всех требований при получении необходимых лицензий, точное соблюдение правил эксплуатации и полетов, качество технического обслуживания воздушных судов, состояние аэродромной инфраструктуры, а также строгий и непредвзятый внешний контроль данного сектора.
Беседовал Степан Ратников