+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.02.2023 15:02:37
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

ПО для российских авиакомпаний – это попытка найти место толстому пассажиру в люльке для младенцев

О бедах системы бронирования от российских разработчиков РЖД-Партнеру рассказал один из участников рынка, близкий к разработкам систем бронирования, от которых авиаперевозчики отказались 1 ноября 2022 года. В этот день все 53 российские авиакомпании перешли или на российскую «Сирена Трэвел», или на Национальную систему бронирования. Однако, по словам собеседника РЖД-Партнера, Национальная система бронирования до сих пор сбоит.

«Столь массовая и масштабная миграция с одного ПО на другое требует тщательного планирования: программное обеспечение для авиакомпаний предусматривает и заказ бортового питания, и систему бонусов для пассажиров, и построение каждого отдельного маршрута по наиболее экономически целесообразному пути и вообще всей маршрутной сети, а также программа считает доходность кресел в зависимости от сезона и направления – это огромный массив данных, который, во-первых, надо перенести с одного ПО на другое, а во-вторых, после переноса данных необходимо наладить работу всех вспомогательных систем, которые связаны друг с другом», – рассказывает собеседник РЖД-Партнера.

Российским программистам, конечно, удалось провести эту работу в короткие сроки, однако потребители в лице авиакомпаний до сих пор не смогли преодолеть сложности переходного периода, добавляет он. Пассажиры якобы все еще жалуются на неработающее мобильное приложение. Правда, в открытом доступе жалоб от них найти не удалось, однако, как утверждает собеседник, обеспечить безболезненный переход с одного программного обеспечения на другое для перевозчиков, обеспечивающих в суммарном объеме услуги для порядка 45 млн пассажиров в год, крайне затруднительно.

«Не буду скрывать, российское программное обеспечение пока недотягивает. Разница не столько в программном продукте, сколько в надстройках: коммерческие компании, которые работают на открытом рынке, вкладывают огромные средства в модернизацию. Компании, которые получили клиентов «по разнарядке сверху», вряд ли будут разрабатывать надстройки, так как они не участвуют в острой конкурентной борьбе за потребителя. Они не предлагают рынку продукты, которые бы их выгодно отличали от конкурентов. Им все клиенты достались по умолчанию», – говорит собеседник РЖД-Партнера.

Иностранные провайдеры занимали около 65% российского рынка, по данным на конец 2021 года, а доля отечественной системы «Леонардо» составляла всего 33%. Но с 1 ноября 2022-го о полном переходе на эту российскую систему сообщили 68 авиакомпаний, из них 50 – российские, которые ежегодно перевозят порядка 45 млн пассажиров. Переход произошел по поручению государства, таким образом отрасль «защитили от возможных инцидентов и сбоев в зарубежных системах бронирования, используемых сегодня крупнейшими авиаперевозчиками страны». Как пояснили в «Ростехе» (разработчик «Леонардо» – АО «Сирена Трэвел» в партнерстве с госкорпорацией «Ростех») отечественная система бронирования создана в двух вариантах – основном (для постепенного планового перехода авиакомпаний) и резервном (для экстренного подключения и обеспечения стабильной работы отрасли в случае эксцессов). Впрочем, у российских авиаторов был выбор – часть из них перешла на «ТАИС» (АО «ОРС»).

«К сожалению, российские программисты вынуждены мириться с технологической отсталостью по софту – они строят свой продукт на том оборудовании, что есть, а не на передовых мировых достижениях», – рассуждает собеседник.

Любое действие пассажира – покупка билета, оплата дополнительных услуг, маршрут, бонусы – оцифровывается, объясняет собеседник РЖД-Партнера. Благодаря высокой вычислительной мощности у программистов есть возможность обрабатывать большие данные быстрее и разнообразнее, и таким образом из большого массива данных они получают инсайд: вычисляют предпочтения каждого конкретного пассажира и выясняют, на чем именно может заработать перевозчик, какие именно услуги будут востребованы именно у этого пассажира. Получаемое программное обеспечение должно не только хранить данные по бизнес-процессам участников транспортного рынка, но и обрабатывать их, а если учесть, что эти данные пополняются ежеминутно, то перед российскими программистами стоит сложная задача – заставить устаревший софт обрабатывать большие объемы информации, добавляет он.

«Устаревший софт, какие бы ни были талантливые программисты, не может обеспечить растущие запросы транспортных компаний. Переход на национальную систему бронирования – это попытка усадить толстого пассажира в люльку», – резюмирует собеседник РЖД-Партнера.

РЖД-Партнер направил запросы в авиакомпании с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions