В этом году на цели субсидирования авиаперевозок будет направлено 58 млрд руб. Это втрое меньше, чем было в прошлом, сообщил глава Минтранса Виталий Савельев.
В том числе в качестве дотаций авиакомпаний за пассажирооборот предусмотрено более 25 млрд руб. Для перевозок наименее защищенных групп граждан запланированы субсидии в размере 11,5 млрд, на региональные полеты – порядка 7,4 млрд. Кроме того, поддержка дальневосточной авиакомпании «Аврора» составит 5,9 млрд руб., Госкорпорации по организации воздушного движения – 5 млрд. Еще приблизительно 2,5 млрд руб. будет направлено в качестве финансовой помощи 11 закрытым аэропортам юга России.
По словам министра, у перевозчиков наблюдается рост операционных расходов. За 5 месяцев он составляет 4,3% к соответствующему уровню 2022 года. При этом увеличивается спрос на услуги воздушного транспорта.
Вместе с тем растет стоимость перевозок у авиакомпаний. У «Аэрофлота» за 5 месяцев она выросла в среднем на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, если сравнивать май 2023-го с маем 2022-го, удорожание составило 14,7%. У отдельных авиаперевозчиков на ряде направлений фиксируется еще большая динамика.
«Рост стоимости авиаперевозок объясняется трехкратным снижением объемов господдержки отрасли в этом году и, как следствие, низкой бюджетной базы для сравнения, а также увеличением стоимости поставок запчастей, расходных материалов за счет удлинения логистических путей», – объяснил глава Минтранса.
Государству, добавил он, приходится обеспечивать финансирование остро востребованных маршрутов. К примеру, за счет этой меры в июне – июле дополнительно перевезено 12 тыс. пассажиров на маршруте Москва – Якутск и более 1,2 тыс. человек в сообщении Москва – Калининград.
Как повысить отдачу от субсидий
Тем временем средства по субсидиям постепенно выбираются, и уже некоторые регионы столкнулись с проблемами.
«Внутрирегиональные авиаперевозки выполнялись по специальному тарифу, который позволял жителям края покупать билеты по доступной цене, при этом часть стоимости перелета компенсируется государством, – рассказал глава министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкалья Алдар Бальжиров. – Выделенные для этих целей средства на 2023 год закончились в связи с высоким спросом на перелеты и с повышением самого тарифа».
Рейсы по 7 социально значимым направлениям в регионе выполняла компания «Аэросервис». В 2022 году полетная программа была приостановлена из-за проблем с обслуживанием взлетных полос. В апреле 2023-го полеты были вновь возобновлены, частота рейсов не сокращалась. В связи с высоким спросом на полеты и ростом тарифа выделенные денежные средства были израсходованы. Сейчас власти Забайкалья решают вопрос о выделении допсредств на субсидирование внутренних авиарейсов.
На фоне сокращения субсидий звучат мнения о необходимости пересмотра подходов к дотированию отрасли, поиска более эффективных решений при реализации мер господдержки.
Генеральный директор АО «Аэропорт Горно-Алтайск» Сергей Круглов считает целесообразным направлять свыше 50% средств из бюджета авиакомпаниям, собирающимся выполнять рейсы в узловые воздушные гавани, имеющие географию маршрутов с 50 и более городами с частотой полетов от 5 раз в неделю и более. Субсидировать же рейсы в аэропорты меньшего масштаба предлагается в случае, когда тарифное расстояние через хаб превышает в разы прямое сообщение, что характерно для севера и северо-востока страны.
«Грубо говоря, государство выделяет 10 млрд руб. на субсидирование рейсов, сейчас на них перевозим 10 млн пассажиров. А если будет такая система работать, то на эти деньги перевезем уже 30–40 млн, потому что загрузка будет хорошая. И получается, что эффективность расходования бюджетных средств увеличим в разы. Следовательно, коэффициент подвижности и пассажиропоток резко возрастет», – рассказал С. Круглов.