Пока президент поручает ускорить выделение средств на ремонт автодорог Крымского федерального округа, самое время вспомнить, что и остальные субъекты РФ ничуть не меньше заинтересованы в подобных мерах. Многие эксперты считают, что инфраструктурное отставание отечественной транспортной отрасли от западных конкурентов составляет десятилетия. За счет чего оно сформировалось и как его преодолеть? На эту тему мы пообщались с президентом «Системы ГрузоVIG» Валерием Муратовым.
– Валерий Лериевич, как Вы считаете, каковы основные причины недостаточно развитой автомобильной инфраструктуры в РФ?
– Отставание в инфраструктурном плане связано, конечно, не только с недостатком инвестиций, но и с объективными причинами – например, с колоссальной территорией и очень низкой населенностью РФ по сравнению с той же Европой. Чтобы создать европейскую инфраструктуру в масштабах России, потребуются десятилетия непрерывных инвестиций.
В то же время нам не обязательно идти путем Европы и строить транспортную инфраструктуру по их принципу. Мы можем идти своим путем и реализовывать с помощью государства в первую очередь стратегические транспортные проекты, подготавливая тем самым платформу для дальнейших частных инвестиций. Эффективная инфраструктура, которая привлечет на наш рынок и инвесторов, и крупных игроков, может быть построена за 5–10 лет.
– И где же мы возьмем инвесторов, особенно в сегодняшних не самых простых экономических условиях?
– Действительно, на данный момент фактически единственным крупным инвестором транспортной отрасли является государство. Ни один масштабный проект не обходится без его участия, причем, как правило, в главной роли. Пока не очень работают даже механизмы государственно-частного партнерства, которые активно пытались применять именно в транспортной отрасли. Компании не инвестируют ни в инфраструктуру, ни в какие-то хоть сколько-нибудь значащие проекты. Они просто не готовы вкладываться в то, что непрозрачно и нестабильно. И работают в основном с тем, что есть, то есть занимают исключительно потребительскую позицию. Рентабельность инвестиционных проектов, связанных с транспортной инфраструктурой нашей страны, составляет десятки лет – это слишком много для российского бизнеса, чтобы всерьез рассматривать такие возможности.
– На что тогда можно надеяться компаниям, пользующимся услугами отечественных автоперевозчиков? Могут ли они ждать повышения качества оказываемых им услуг хоть в каком-то сегменте этого бизнеса?
– Сейчас ключевым фактором роста во многих традиционных отраслях становится их постепенная информатизация. Именно это произошло, например, со смежной отраслью легкового такси, когда внедрение новых информационных технологий в виде онлайн-сервисов позволило в разы снизить среднюю стоимость поездки и увеличить общее число клиентов, а также сделать эту услугу более качественной и доступной для потребителей.
На рынке грузовых автоперевозок информатизация пока находится на минимальном уровне, это, с одной стороны, минус отрасли, но с другой – и потенциальная возможность для ее развития. Так, например, единственный пока в России грузовой онлайн-сервис «Система ГрузоVIG», аналогичный упомянутым сервисам такси, сумел меньше чем за год стать крупнейшим перевозчиком Москвы и Московской области и потеснить традиционных конкурентов.
– Насколько мы знаем, конкуренция на авторынке всегда была довольно высокой. Вы думаете, некая информационная платформа может сейчас дать компании какие-то существенные преимущества?
– Да, конкуренция на транспортном рынке существует, но она лишь подчеркивает его закрытость и непрозрачность. Практически нет прозрачных тендеров и условий, есть внутренние договоренности и разделение отрасли не по принципу качества и стоимости услуг, а по совершенно другим критериям.
В то же время повышение прозрачности рынка грузовых автомобильных перевозок позволит и повысить конкуренцию на нем, и снизить стоимость услуг, и привлечь инвестиции. Одним из способов повышения прозрачности отрасли является как раз ее информатизация и создание онлайн-платформ, соединяющих клиентов и заказчиков.
Стоит отметить, что через нашу систему уже работают не только частные владельцы грузовиков, но и десятки транспортных компаний, и их число постоянно растет. Многие из них изначально считали нас прямыми конкурентами и лишь потом поняли, что этот сервис сделан не только для пользователей, но и для компаний-перевозчиков. То же самое, кстати, происходило и с рынком такси, а сейчас уже почти половина автомобилей того же «Яндекс.Такси» предоставляется таксомоторными парками, а не частными лицами. Думаю, что вторая тысяча грузовых автомобилей в нашей системе, которую мы вот-вот уже начнем собирать, как раз и будет по большей части предоставлена именно транспортными компаниями.
Беседовала Яна Торина
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions