• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 57.41 -1.04 EUR ЦБ РФ 55.41 -0.32
    BTC 19535.49 usd BTC 1176622.56 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2022 10:23:00
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Проблему экологизации общественного транспорта невозможно решить только на федеральном уровне

В рамках федерального проекта «Чистый воздух» закуплено 389 ед. экологичного общественного транспорта для 12 городов, еще 300 планируется поставить до 2024 года. Об этом РЖД-Партнеру сообщил руководитель проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Максим Корольков.
Проблему экологизации общественного транспорта невозможно решить только на федеральном уровне
– Максим Владимирович, опубликовано постановление правительства России о выделении 300 млн руб. на закупку трамваев для города Череповца в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Череповец – город с тяжелым воздухом. Улучшат ли ситуацию всего несколько десятков трамваев?
– Промышленные загрязнения идут из достаточно высоких труб, а автомобильные выхлопы – в самый нижний слой атмосферы, под нос гражданам. Поэтому замена дымного автобуса на трамвай или автобус на газовом топливе имеет значение. Особенно это заметно в районах, которые достаточно удалены от заводских труб. Кроме того, если говорить о газовом топливе, то мы рассчитываем подать пример частным компаниям. Пусть возьмут калькулятор и посчитают, сколько можно сэкономить, если перейти на газ. Приобретать безуглеродный или низкоуглеродный транспорт выгодно. Ну и важно помнить, что в промышленных городах программой «Чистый воздух» охвачен не только транспорт, но и заводы. Там на основе государственно-частного партнерства тоже внедряются более чистые технологии.

– Сколько денег всего выделено на проект и кто отвечает перед Минфином за их расходование?
– Федеральный проект «Чистый воздух» реализуется с 2019 года, а с августа 2021-го руководство проектом возложено на Минприроды России. Он направлен на снижение вредных выбросов в атмосферу в 12 крупных промышленных центрах: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. За это время закуплено 389 ед. экологичного общественного транспорта в городах-участниках, еще 300 планируется поставить до 2024 года.

По всем 12 городам детально изучены источники загрязнения воздуха: промышленные предприятия, ТЭЦ, автомобильный транспорт и тепловозы. Для всех источников выбросов построены математические модели воздействия на атмосферу. Предприятия благодаря проекту «Чистый воздух» реконструируют производства, по дорогам запустили трамваи и троллейбусы, а автобусы – на газомоторном топливе. А в Медногорске на газ перевели локомотивы. По данным экологического мониторинга, уже снижены выбросы загрязняющих веществ более чем на 150 тыс. т. На снижение выбросов из федерального бюджета регионам уже выделено более 20 млрд руб.

А с 1 сентября 2023 года география проекта расширяется. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о расширении списка городов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха. Задача проекта – снизить выбросы опасных загрязняющих веществ в 2 раза до 2030 года.

– Есть ли данные о том, как изменение состава воздуха благодаря чистому транспорту уже повлияло на здоровье людей в городах, охваченных проектом?
– Сейчас идет подготовка к таким исследованиям. Роспотребнадзором разработаны методические подходы и алгоритм действий при оценке качества атмосферного воздуха и здоровья населения. Росгидрометом в период 2019–2022 гг. модернизировано 62 поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в городах – участниках федерального проекта «Чистый воздух». С целью дооснащения подведомственных лабораторий Росприроднадзора было закуплено 528 ед. оборудования. Минприроды совместно с Минпромторгом и отечественными производителями работают над тем, чтобы обеспечить города – участники проекта «Чистый воздух» средствами мониторинга.

Но и без дополнительного мониторинга известно, что запуск общественного транспорта на компримированном метане позволяет снизить выбросы оксидов азота в 2 раза, а угарного газа – в 10 раз. При сгорании природного газа не образуется сажа, отсутствуют выбросы свинца и серы. В целом использование газомоторного топлива обеспечивает в 9 раз меньшую задымленность окружающего воздуха. Естественно, это благоприятно для здоровья людей. В 2021 году в рамках федерального проекта закуплено 208 автобусов на газомоторном топливе более чем на 2,5 млрд руб. Из них 157 ед. – в Челябинске, где благодаря обновлению подвижного состава выбросы загрязняющих веществ сократились на 520 т в год. В период до 2024 года запланировано приобретение еще 140 автобусов на ГМТ для городов Братск, Липецк, Медногорск, Омск. Это позволит снизить выбросы еще на 564 т в год.

Однако проблему экологизации общественного транспорта невозможно решить только на федеральном уровне, должна быть слаженная работа на всех уровнях власти. Хорошим примером является Новокузнецк, где в 2020 году самостоятельно произведены мероприятия по комплексной оптимизации общей маршрутной сети. Была исключена эксплуатация общественного транспорта на дизельных и бензиновых двигателях. Их заменили 320 автобусами на газомоторном топливе не только по экологическим соображениям. Это еще и экономически выгодно.

– Железнодорожники планируют перевести маневровые локомотивы на станциях на газовое топливо. Для РЖД это экономически выгодно. А можно ли оценить, какую пользу экологии это принесет?
– С 2025 года РЖД планируют массово перейти на приобретение локомотивов, работающих на газовом топливе, что позволит к 2030 году заместить 25% используемого в настоящее время дизельного. Согласно информации, которой располагает Минприроды, речь не только о маневровых локомотивах. Результатом реализации программы РЖД станет уменьшение негативного воздействия железнодорожного транспорта на экологию, снижение себестоимости железнодорожных перевозок и повышение их эффективности за счет внедрения новых технологий эксплуатации подвижного состава.

Среди преимуществ магистральных газотурбовозов по сравнению с дизельным тяговым подвижным составом авторы программы РЖД называют в том числе возможность существенного снижения эксплуатационных затрат, повышенный срок эксплуатации и многократное снижение вредных выбросов.

Еще одним примером положительного эффекта для экологии служит программа Медногорского медно-серного комбината (ММСК) по замене тепловозов. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» на ММСК снизили выбросы загрязняющих веществ на 5 т от передвижных источников за счет использования более эффективных и экологичных двигателей. В процессе модернизации на тепловозы ставятся современные двигатели, генераторы, компрессорные установки и кабины управления. Предусмотрена современная система электроники и навигации, что повышает безопасность эксплуатации тепловоза.

Большое преимущество обновленных локомотивов – это экономичный двигатель, позволяющий снизить расход топлива до 30%. Так, если на старом тепловозе на один час работы используется 19 л дизельного топлива, то на ТЭМ2-УГМК этот показатель колеблется в пределах 14 л. Кроме того, на обновленном тепловозе заметно увеличен временной интервал между техническим обслуживанием узлов и агрегатов.

Беседовал Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions