+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.08.2023 15:06:43
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Цемент есть, а автомобильных дорог с цементобетонным покрытием нет

Не более 1% российских дорог имеет цементобетонное покрытие, такую статистику РЖД-Партнеру передает «СОЮЗЦЕМЕНТ». Между тем, согласно «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» за 2016–2022 годы в России должно быть построено чуть менее 2,4 тыс. цементобетонных дорог, но построено – всего 100,6 км.
Дороги для цемента

В России цементобетонных дорог нет не столько из-за острого дефицита цемента, сколько из-за того, что нет «нормативно-правового либо организационно-распорядительного акта, который бы обязывал органы исполнительной власти проводить объективное конкурентное сравнение экономической эффективности строительства при выборе типа дорожной одежды (цементобетон или асфальтобетон) еще на стадии проектирования автодороги», – заявляют в «СОЮЗЦЕМЕНТЕ».

«В России сложился стереотип, что дороги с цементобетонным покрытием строить и эксплуатировать значительно дороже, чем асфальтобетонные, в том числе с учетом того, что эти дороги пролегают в разных климатических условиях», – говорит Валерий Бодренков, руководитель Комитета НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» по дорожному строительству, первый вице-президент АО «ХК «Сибцем».

Но, если при строительстве автодороги с цементобетонным покрытием добросовестно соблюдать все технологии, то страна получит износостойкую и долговечную дорогу, которая будет выдерживать грузовые автомобили любой массы и не потребует каких-либо ограничений, добавляет он. В компании подсчитали, что пропускная способность дорожной сети, если вместо асфальтового использовать цементобетон, вырастет, в том числе и за счет увеличения межремонтного периода. Сейчас из-за него дороги для автоперевозчиков, которые в том числе перевозят и цемент, весной закрывают.

«При тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет», – говорит В. Бодренков.

Цемент для дорог

В России цемент есть. Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» объединяет ведущих производителей цемента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с суммарной долей производства 80% рынка ЕАЭС (более 50 цементных заводов, которые могут производить ежегодно более 100 млн тонн цемента).

«Компании – члены НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» делают всё от них зависящее для развития экономики страны, в том числе за счет внедрения инновационных технологий», – говорит В. Бодренков.

В 2022 году объем незаконного оборота цемента составил 13,1 млн тонн, для сравнения, годом ранее этот показатель составил 12,9 млн тонн. Добросовестные производители, подсчитали в «СОЮЗЦЕМЕНТЕ», получили ущерб в 83,8 млрд руб. Основная причина роста цемента «вне закона» – в отсутствии контроля со стороны государства, говорит Дарья Мартынкина, исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ». Полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе цемента) прекращены в связи с вступлением в силу летом 2021 года Федерального закона № 170. А на национальном уровне орган государственного контроля (надзора) за цементом и товарным бетоном не закреплен. Да, утверждают добросовестные производители цемента, КоАП определил наказание за нарушение технических регламентов и обязательных требований к продукции, но госорган, уполномоченный привлекать к ответственности за нарушения обязательных требований, не определен.

«Возвращение контроля и надзора за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе цемента) – необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность», – заявляет Константин Леонидов, председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты России.

В реестре Росаккредитации – 187 действующих органов, которые в том числе имеют право выдавать заключения о качестве цемента, – это 156 испытательных лабораторий (центров) и 31 орган по сертификации продукции. Однако работы по сертификации цемента последние два года проводят лишь 11 органов по сертификации, из которых только 4 органа проводят работы по сертификации цемента в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов».

«20 органов «спящие», то есть фактически не ведут работу по сертификации цемента», – говорит Любовь Бондарь, президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР».

В реестре ФГИС Росаккредитации содержатся сведения о 3,5 тыс. декларациях о соответствии на смеси бетонные, зарегистрированных в 2021–2022 годах. Но анализ реестра только за декабрь 2022-го показал, что 75 из 202 деклараций приняты с нарушением правил обязательного подтверждения соответствия продукции, говорит Л. Бондарь. Она добавляет: испытания продукции проводились не в собственных испытательных лабораториях изготовителей смесей бетонных или аккредитованных испытательных лабораториях, а в неких «иных лабораториях».

«Данные факты могут свидетельствовать как о некомпетентности изготовителей бетонных смесей, так и о намеренном выпуске в обращение небезопасной или не соответствующей установленным требованиям продукции, и служить основанием для признания таких деклараций о соответствии недействительными. Декларирование смесей бетонных (товарного бетона) является неэффективной формой подтверждения соответствия. Для контроля качества смесей бетонных необходима более жесткая форма государственного регулирования с оценкой независимой третьей стороной – обязательная сертификация», – резюмирует Л. Бондарь.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions