+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.08.2023 15:06:43
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Цемент есть, а автомобильных дорог с цементобетонным покрытием нет

Не более 1% российских дорог имеет цементобетонное покрытие, такую статистику РЖД-Партнеру передает «СОЮЗЦЕМЕНТ». Между тем, согласно «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» за 2016–2022 годы в России должно быть построено чуть менее 2,4 тыс. цементобетонных дорог, но построено – всего 100,6 км.
Дороги для цемента

В России цементобетонных дорог нет не столько из-за острого дефицита цемента, сколько из-за того, что нет «нормативно-правового либо организационно-распорядительного акта, который бы обязывал органы исполнительной власти проводить объективное конкурентное сравнение экономической эффективности строительства при выборе типа дорожной одежды (цементобетон или асфальтобетон) еще на стадии проектирования автодороги», – заявляют в «СОЮЗЦЕМЕНТЕ».

«В России сложился стереотип, что дороги с цементобетонным покрытием строить и эксплуатировать значительно дороже, чем асфальтобетонные, в том числе с учетом того, что эти дороги пролегают в разных климатических условиях», – говорит Валерий Бодренков, руководитель Комитета НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» по дорожному строительству, первый вице-президент АО «ХК «Сибцем».

Но, если при строительстве автодороги с цементобетонным покрытием добросовестно соблюдать все технологии, то страна получит износостойкую и долговечную дорогу, которая будет выдерживать грузовые автомобили любой массы и не потребует каких-либо ограничений, добавляет он. В компании подсчитали, что пропускная способность дорожной сети, если вместо асфальтового использовать цементобетон, вырастет, в том числе и за счет увеличения межремонтного периода. Сейчас из-за него дороги для автоперевозчиков, которые в том числе перевозят и цемент, весной закрывают.

«При тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет», – говорит В. Бодренков.

Цемент для дорог

В России цемент есть. Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» объединяет ведущих производителей цемента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с суммарной долей производства 80% рынка ЕАЭС (более 50 цементных заводов, которые могут производить ежегодно более 100 млн тонн цемента).

«Компании – члены НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» делают всё от них зависящее для развития экономики страны, в том числе за счет внедрения инновационных технологий», – говорит В. Бодренков.

В 2022 году объем незаконного оборота цемента составил 13,1 млн тонн, для сравнения, годом ранее этот показатель составил 12,9 млн тонн. Добросовестные производители, подсчитали в «СОЮЗЦЕМЕНТЕ», получили ущерб в 83,8 млрд руб. Основная причина роста цемента «вне закона» – в отсутствии контроля со стороны государства, говорит Дарья Мартынкина, исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ». Полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе цемента) прекращены в связи с вступлением в силу летом 2021 года Федерального закона № 170. А на национальном уровне орган государственного контроля (надзора) за цементом и товарным бетоном не закреплен. Да, утверждают добросовестные производители цемента, КоАП определил наказание за нарушение технических регламентов и обязательных требований к продукции, но госорган, уполномоченный привлекать к ответственности за нарушения обязательных требований, не определен.

«Возвращение контроля и надзора за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе цемента) – необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность», – заявляет Константин Леонидов, председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты России.

В реестре Росаккредитации – 187 действующих органов, которые в том числе имеют право выдавать заключения о качестве цемента, – это 156 испытательных лабораторий (центров) и 31 орган по сертификации продукции. Однако работы по сертификации цемента последние два года проводят лишь 11 органов по сертификации, из которых только 4 органа проводят работы по сертификации цемента в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов».

«20 органов «спящие», то есть фактически не ведут работу по сертификации цемента», – говорит Любовь Бондарь, президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР».

В реестре ФГИС Росаккредитации содержатся сведения о 3,5 тыс. декларациях о соответствии на смеси бетонные, зарегистрированных в 2021–2022 годах. Но анализ реестра только за декабрь 2022-го показал, что 75 из 202 деклараций приняты с нарушением правил обязательного подтверждения соответствия продукции, говорит Л. Бондарь. Она добавляет: испытания продукции проводились не в собственных испытательных лабораториях изготовителей смесей бетонных или аккредитованных испытательных лабораториях, а в неких «иных лабораториях».

«Данные факты могут свидетельствовать как о некомпетентности изготовителей бетонных смесей, так и о намеренном выпуске в обращение небезопасной или не соответствующей установленным требованиям продукции, и служить основанием для признания таких деклараций о соответствии недействительными. Декларирование смесей бетонных (товарного бетона) является неэффективной формой подтверждения соответствия. Для контроля качества смесей бетонных необходима более жесткая форма государственного регулирования с оценкой независимой третьей стороной – обязательная сертификация», – резюмирует Л. Бондарь.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions