+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.09.2023 10:52:59
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Подрядчиков обяжут закупать российскую дорожно-строительную технику

Рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) в России растет. В 2020 году он достиг 151 млрд руб., в 2021-м – 277 млрд, в 2022-м – 358 млрд. В январе – июне этого года рост продаж ДСТ составил 73%, они выросли до 228 млрд руб. Но только 20%, или 44 млрд руб. пришлось на технику российского производства.
Импорт превалирует

Доля импортной продукции, используемой подрядчиками, традиционно была высокой и доходила во многих организациях до 80–90%. После ухода из России западных вендоров произошел главным образом процесс замещения ДСТ поставками из других государств, в первую очередь из Китая. Импорт по‑прежнему превалирует в ряде конкретных сегментов дорожно-строительной техники.

«Например, доля импортной продукции среди фронтальных погрузчиков составляет 94%, экскаваторов – 81%, автогрейдеров – 70%, дорожных катков – 65%», – сообщил на круглом столе «Перспективы импортозамещения в дорожно-строительной отрасли» зампред комитета Совфеда по экономической политике Константин Долгов.

В то же время повысился спрос на отечественный продукт. Общее производство спецтехники российскими заводами в первом полугодии 2023 года выросло к прошлогоднему уровню на 31%. В частности, отгрузки на внутренний рынок экскаваторов, трубоукладчиков увеличились в 3 раза, мини-погрузчиков – на 25%, катков, кранов, кранов-манипуляторов – на 21%. Правда, по многим позициям при выпуске такой техники используется иностранное оборудование и комплектующие.

В свое время приказом Минпромторга РФ был утвержден план мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники на период до 2024 года. По ДСТ эта задача остается крайне актуальной, тем более, добавил К. Долгов, из‑за малого объема производства российская продукция зачастую дороже иностранных аналогов, а на ее качество периодически поступают жалобы заказчиков.

Доля российского будет повышаться

В настоящее время меры поддержки отечественных производителей ДСТ охватывают весь цикл – от НИОКР до конечной реализации проектов, рассказал замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов. Кроме того, есть отдельная программа, реализуемая Агентством по технологическому развитию, которая нацелена на создание собственной компонентной базы.

«Рынок растет, причем большими темпами, чем темпы, которые набирают наши производители. И наша задача с учетом того, что адаптация к новым условиям произошла, – наращивать ускоренным темпом долю российского производства. Для этого есть соответствующие инструменты, желание, игроки, которые нацелены на этот рост», – заверил А. Каримов.

Одновременно действуют меры по стимулированию спроса на российский продукт. Это специальная лизинговая программа (скидка от 10 до 15%), программа субсидирования закупок. С другой стороны, введены новые коэффициенты утилизационного сбора в отношении отдельных категорий техники, например, бульдозеров, грейдеров, катков.

Для увеличения объема отечественных ДСТ предлагается внести изменение в правительственное постановление (в рамках ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и установить требование для компаний, которые будут претендовать на выполнение дорожно-строительных работ на федеральных трассах, о наличии в парке определенной доли отечественных машин, сообщил замдиректора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов.

«В процентном соотношении хотим установить с 2025 по 2030 год поэтапное повышение с 30 до 60%. Эти процентные показатели мы выверили с нашими подрядчиками, участниками нашей межведомственной рабочей группы, с отраслевым сообществом в целом», – проинформировал чиновник.
Сейчас с проектом распоряжения работают юристы, далее он будет направлен на межведомственное согласование. Как ожидается, больше всего вопросов к нему будет со стороны ФАС, не исключил представитель Минтранса.

Озабоченность антимонопольной службы понятна, как, впрочем, и крупных подрядных организаций, отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов. «Сможет ли наша дорожно-строительная техника в одночасье справиться с огромным потоком работ в дорожной отрасли, серьезным объемом федеральных программ», – сказал Ф. Ханифов.

По его словам, в стране суверенная ДСТ практически отсутствует, как и комплектующие для дорожно-строительной, карьерной техники с цифровыми системами 3D-управления нивелирования, а также вычисления параметров.

«Отсутствует, может быть, сказано немножко сильно, но нам это еще нужно развивать», – сделал оговорку министр.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions