+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2019 09:58:17
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в мае 2019 года: часть 3

В мае 2019 года на сети РЖД погружено около 1,7 млн вагонов, что более чем на 3,4% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Прежде всего стоит отметить стабильные перевозки угля. Его было погружено 31,2 млн т, что соответствует маю прошлого года.

Если считать вагоны, то выйдет чуть меньше: на сети было отправлено 442 тыс. ед., тога как за аналогичный период 2018-го погрузка составила 444 тыс. вагонов.

Однако всего означает, что угля было больше отправлено в вагонах с повышенной нагрузкой на ось. Соответственно подвижного состава потребовалось для отправки того же самого объема меньше.

Чего ждут угольщики

Угольные компании в I квартале текущего года ощутимо сократили складские запасы в Южной Якутии и на Кузбассе. В результате добыча угля на ряде компаний снизилась. Причем, у некоторых поставщиков весьма значительно. Например, как сообщил представитель ПАО «Мечел», добыча угля из-за этого сократилась на 29%.

В дальнейшем компания намерена увеличить выпуск данной продукции. Как подчеркнули в металлурги, для этого продолжается реализация программы технического обновления горнодобывающих подразделений. В 2019 году запланировано поступление на предприятия компании свыше 70 ед. техники и горнодобывающего оборудования. Кроме того, компания планирует расширение сотрудничества с подрядными горнодобывающими организациями.

Однако пока не только ПАО «Мечел», но и некоторые другие добывающие заняли выжидательную позицию. Это можно объяснить, в частности, слухами о том, что в Китае планируют обрушить мировые цены на уголь. Однако руководитель центра экономического прогнозирования, осуществляющего деятельность на базе «Газпромбанка», Айрат Халиков сообщил, что вероятность существенного снижения цен эксперты относят к 2020–2021 гг. Так что на рынке пока поводов для особого беспокойства вроде бы нет – особенно с учетом того, что в прошлом году экспорт российского угля был перегрет.

Причем, основные потери несут экспортеры на Северо-Западе: цены в странах ЕС на уголь снизились, как и спрос (за исключением Германии). Однако на Восточном полигоне уголь продолжали активно везли на продажу за рубеж. Здесь отправителей подстегивал рост цен. По данным Argus. Из стран АТР больше всех нарастил закупки российского угля Вьетнам (рост поставок в 3,6 раза). Также активно уголь из России закупали Южная Корея и Япония.

Металл против руды

Рынок ГМК продемонстрировал разнонаправленную тенденцию. В мае мировые цены на черные металлы пошли вниз. В Европе и США упали цены на сортовой прокат, что, скорее всего, повлечет к удешевлению металлолома в следующем месяце. Рост цен черные металлы был отмечено только в Восточной Азии, сообщил представитель ХК «Металлоинвест».

Это сказалось на объемах экспорта черных металлов. При этом спрос на внутреннем рынке РФ на них оказался вялым. Попытка отыграться на российских потребителях для металлургов оказалась сомнительной затеей. Несмотря на начало строительного сезона внутренние перевозки едва компенсировали потери на экспортных направлениях.

Как результат – погрузка черных металлов в мае составила 6,5 млн т, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом было отправлено 102 тыс. вагонов, что на 1 меньше, чем в мае прошлого года. В минус ушел лом (1,4 млн т, -6,7%) и кокс (800 тыс. т, -11,1%).

Как считают эксперты, унылая ситуация по данным номенклатурам – временная. На это, в частности, указывают мировые цены на железную руду: в мае они достигли максимума из-за нехватки поставок из Бразилии. RBC Capital Markets описал в исследовательской записке повышение цен за последние пять месяцев как «исключительное».

Неудивительно, что погрузка руды в мае составила 49,6 млн т (+6%). Отправлено 146 тыс. вагонов. Между тем, обычно вслед за рудой постепенно оживает и погрузка металлов. Если, конечно, их дополнительные объемы не уйдут на автотранспорт.

Щебеночники снова пригорюнились

Погрузка стройматериалов на сети РЖД в мае составила 11 млн т (-7,2%). Спад по сравнению с апрелем усилился: в середине весны минус к апрелю 2018-го составил 4,5%.

На строительным рынке, как отметил президент Института развития транспортных систем Александр Синев, зафиксировано падение темпов строительства и производства стройматериалов. Наиболее масштабные федеральные проекты завершены за исключением строительства Крымского моста.

Изменение нормативной базы (переход с долевого финансирования на проектное) ведет в будущем к повышению качества работы застройщиков. Однако сегодня оно обернулось сокращением количества реализуемых проектов.

Продолжает расти разрыв между темпами строительства в Москве и регионах, что в целом говорит о тенденции дальнейшего расслоения субъектов РФ по доходам. На фоне ударного строительства станций московского метро, в Омске не могут ввести в эксплуатацию уже почти готовое метро: не хватает денег. «И это уже тенденция, которую, к сожалению, в РФ не хотят замечать», – считает А. Синев.

Зерновой антирекорд

Зерно в мае побило все антирекорды. Его перевезено всего 1 млн т, что на 60% ниже с аналогичного месяца 2018 года.

Судя по всему, экспортеры успешно вывезли свою продукцию по ставкам с понижающими коэффициента к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01. Теперь у трейдеров, как они утверждают, нет возможности грузить его по обычной (т.е. высокой) цене через российские порты Юга, отметил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. При таком раскладе снова стало выгоднее везти зерно через порты стран Балтии (прежде всего, в страны Африки). Однако в этом направлении в ОАО «РЖД» одобряют не все заявки.

«Вместо системного решения существующих проблем в РФ формируется практика ситуационного управления. В том числе, и за счет использования эскалации административного давления и использования неформальных ограничений на деятельность участников рынка. В результате отмечается девальвация доверия участников рынка к мерам государственного регулирования», – указывается в проекте обращения РЗС к органам власти РФ, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК и бизнес-сообществу.

Напомним, что в период действия понижающих коэффициентов перевозки зерна росли на 40–50%. Так что сейчас сказывается, во-первых, эффект высокой базы. А во-вторых, зерно остается на складах. И эти запасы формируют потенциал объемов погрузки в последующие месяцы, когда отправители смогут заложить железнодорожные тарифы в цену отправки своей продукции.

Плюс наслоился на минус

В минус погрузку также увели нефть и нефтепродукты (17,6 млн т, -8,8%), лес (3,9 млн т, -4,9%) и промышленное сырье (2,9 млн т, -12,1%).

Остались в положительной зоне динамики погрузки минудобрений (5,1 млн т, +2%) из-за хорошего спроса на них как внутри РФ, так и на мировой арене ицемент (2,6 млн т, +1,2%) – здесь просто сказался эффект низкой базы в предыдущий период. Также неплохой результат показали цветные металлы (1,8 млн т, +2,2%), химикаты и сода (2,3 млн т, +2,3%).

В принципе резервы у сети РЖД есть. Однако для их привлечения необходимо работать с самыми разными номенклатурами.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions