В последнем выпуске уходящего года мы подготовили для Вас следующие интересные материалы:
В октябре на сети вновь сошлись разновекторные силы. Одни толкали базовую ставку аренды обычных полувагонов вверх, а другие – вниз. Перевесили последние.
С одной стороны, произошло улучшение динамики погрузки. Благодаря усилиям перевозчика погрузка в октябре впервые в этом году вышла в небольшой плюс (96,9 млн т, +0,1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года). Причем во многом это было достигнуто за счет отправок угля в полувагонах.
С другой стороны, сравнение шло с низкой базой. В частности, если сравнивать октябрь текущего года с тем же месяцем 2023-го, то минус составит 6,3%, а если с октябрем 2019 года, то 11,5%.
Откуда взялась прибавка в октябре? «РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам октября, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Читайте наш обзор «Осенняя турбулентность».
В условиях меняющейся логистической реальности необходимо выстраивать новые стандарты взаимодействия с участниками рынка, принимать важные отраслевые решения, обеспечивая устойчивость транспортной системы. Кто стоит за стратегическими изменениями и ключевыми инициативами? В этом году в спецпроекте «Лидер транспортной отрасли – 2025» в пятерке сильнейших оказались заместитель главы Минтранса РФ Александр Пошивай, заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Михаил Глазков, генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Михаил Гончаров, исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин, а также исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игорь Санковский.
В ОАО «РЖД» рассчитывают на принятие в 2026 году поправок в ст. 10 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», которые позволят заключать с грузоотправителями договоры на принципах «вези или плати».
Попытка продвижения поправок формально связана с утверждением плана реализации Стратегии пространственного развития до 2030 года, в котором указан пункт о подготовке предложений по организации железнодорожных перевозок по принципу «вези или плати». Указанный там срок – сентябрь 2025 года. Соответственно, по итогам обсуждения Минтранс, Минэкономразвития, ФАС и причастные органы власти (с участием ОАО «РЖД») должны представить доклад в правительство. Данный принцип предполагает, что перевозчик и клиент заранее договариваются о том, сколько грузов необходимо перевезти. Перевозчик их обязан перевезти, а клиент, даже если он и не предъявит объем, должен оплатить перевозку, пояснила заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Ирина Магнушевская. По ее словам, Минтранс РФ опубликовал проект соответствующих изменений в законодательство, который будет вынесен на обсуждение.
Однако не все так просто, ведь это уже далеко не первая попытка провести подобную поправку. Подробности в статье «Вези или плати» – куда и за что?».
Завершающийся 2025 год стал для транспортной отрасли временем контрастов и глубинных сдвигов. На фоне пятого подряд года снижения погрузки на сети РЖД — совокупный спад по сравнению с 2019 годом продолжает нарастать. Одновременно 2025 год ознаменовался беспрецедентным ужесточением регуляторной среды для операторов подвижного состава.
Среди масштабных инфраструктурных событий – старт строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и подписание концессионного соглашения. В автомобильной логистике – рекордные объемы ввода и реконструкции дорог, включая ключевые участки трассы М-12. В морской логистике сформировались предпосылки для превращения Севморпути в контейнерный маршрут. Развивается и МТК Север – Юг: начаты регулярные контейнерные отправки. Еще одним шагом к цифровизации стало внедрение национальной логистической платформы «ГосЛог», которая объединяет данные, процессы и участников на единой цифровой основе.
Чем еще запомнится этот год? Одни из самых значимых событий мы собрали в специальном проекте «Топ главных событий транспортной отрасли 2025».
После нескольких лет сравнительно стабильного спроса на выпуск грузовых вагонов наблюдается его кратное сокращение. Октябрьский показатель вагоностроения оказался самым минимальным с начала года, в этом месяце произведено лишь 3,3 тыс. грузовых вагонов. Данный результат вдвое меньше прошлогоднего за соответствующий период. Максимум 2025 года наблюдался в феврале, когда было построено 5,9 тыс. ед. подвижного состава. Между тем с II квартала в вагоностроении обозначился резкий спад объемов.
Основные причины низкого спроса кроются в провале грузовой базы (например, с января по август 2025 года количество подвижного состава, простаивающего без погрузки в течение 90 дней, выросло на 74 тыс. ед.) и жестком регулировании потребной численности парка со стороны РЖД.
С каждым месяцем падение объемов производства становится глубже, а следующий год грозит обновить минимум, который наблюдался в вагоностроении 10 лет назад. В такой ситуации вагоностроителям приходится корректировать свою стратегию на рынке. Например, все больше заводов, ранее выпускавших исключительно типовой парк, намерены заниматься подвижным составом с улучшенными характеристиками. Насколько верно это решение – анализируем в статье «Какой вагон изволите?».
Продолжается подписная кампания «РЖД-Партнера» – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы», а также на пакеты из этих изданий в 2026 году.
Напоминаем, что подписчикам журнала «РЖД-Партнер» доступны краткие ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов в журнале «РЖД-Партнер».
Отправить заявку в один клик можно со страницы по ссылке, а также написать нам на е-мейл: rasp@rzd-partner.ru или позвонить по тел.: + 7 (812) 418-34-99.



III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



