В октябрьском выпуске мы подготовили для Вас следующие интересные материалы.
Базовая ставка аренды обычных полувагонов на споте в августе резко ушла вниз. Амплитуда спада, который длится с весны текущего года, усилилась. Во-первых, выяснилось, что многие операторы ранее учитывали только тот рабочий парк, который имел загрузку, а с весны стали использовать списочный рабочий парк.
Во-вторых, возникли сложности с оценкой той части дополнительных платежей, которая, по сути, стала постоянной. В-третьих, летом появилась практика предоставления индивидуальных как надбавок, так и скидок. Причем данные о скидках операторы предпочитали не афишировать. В-четвертых, не было в августе консенсуса и по поводу соотношения двух составляющих падения ставок (состояние экономики РФ и политика перевозчика в отношении «лишних» вагонов). РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Читайте наш обзор «Ставки скатились с горки».
Ситуация с осложнением прохождения российско-казахстанской границы остро обозначилась еще в августе. Причем сначала речь шла о пробках перед российскими МАПП со стороны России. Чуть позднее многокилометровые пробки появились и с казахстанской стороны. Сегодня грузовые фуры продолжают стоять в очередях на границе России и Казахстана. Это связывают как с ужесточением проверок для исключения провоза серого импорта, а равно с необходимостью пополнения бюджета, так и с инфраструктурными ограничениями. При этом у каждой стороны – своя правда.
В зависимости от места отправления и назначения в 2023 году груз мог находиться в пути 5–10 дней, но после апреля 2023 года, когда был ужесточен экспортный контроль, стало сложнее, и в декабре того же года доставка могла достигать 19 дней. Постепенно все выровнялось, и в 2024 году фура находилась в пути 10–15 дней. В августе – сентябре 2025-го ситуация вновь начала обостряться, и транзитный срок вновь вырос до 16 дней. Так, за период январь – август 2025 года средний срок доставки вырос на 32%.
По мнению экспертов, с середины сентября 2025 года очереди начали собираться в основном из машин, перевозящих грузы двойного назначения, подозрительные или подпадающие под санкции товары (электронику, дроны и детали к ним, одежду, товары западных брендов). Таможенные досмотры по таким товарам происходят в 99% случаев. Обе стороны проводят рейды, выявляя недобросовестных грузоотправителей и перевозчиков. Подробнее о ситуации в статье «Палки в колеса».
Сегодня множество инициатив под соусом «улучшение перевозочного процесса» исходит со стороны РЖД. Еще в октябре прошлого года были введены ограничения доступа к инфраструктуре порожних вагонов, в 2025-м из повестки не выходит работа с операторами по договорам взаимодействия. Говорится и о внесении изменений в нормативную базу: как пример, о разработке новых правил приписки вагонов, которые начали действовать уже с 1 октября.
Однако, несмотря на отчеты об улучшении ситуации, сами операторы и грузовладельцы далеко не всегда видят отражение этих результатов в своей работе. Как отметил на конференции, посвященной операторскому бизнесу, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, видится определенный дефицит инфраструктуры из-за ограничений по маршрутам и направлениям – именно с точки зрения грузовладельцев.
Среди других факторов, которые могут в итоге оборачиваться проблемами для грузовладельцев, он назвал внедрение цифровых сервисов без учета их готовности: доработка идет уже в пути следования, на основе возникающих проблем, только эти проблемы порой превращаются в вину грузовладельца перед грузополучателем – к примеру, за невыполнение обязательств в срок.
О необходимости сохранять баланс между всеми сторонами перевозочного процесса и достигать удовлетворяющего всех движения вагонов с грузами на сети РЖД говорили участники рынка операторов и отраслевые эксперты на недавней конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», организованной журналом РЖД-Партнер. Их взгляд на ситуацию – в статье «Путь договоров и недоговоренностей».
Согласно распоряжению ОАО «РЖД» с 5 января 2025 года ужесточен контроль за выпуском из капитального ремонта полувагонов, с 19 мая – крытых вагонов и хопперов, а с 1 сентября – платформ. В монополии объясняли усиление мер тенденцией невыполнения предприятиями полного объема работ по программе КР, а также снижающимся качеством вагоноремонтных услуг, что влияет на надежность и безопасность движения.
Жесткие требования владельца инфраструктуры к выполнению капитального ремонта вагонов резко увеличили его стоимость и время простоя. Возросшие цены на ремонт и уменьшение выручки операторов в условиях снижения погрузки и ставок на предоставление подвижного состава привели к тому, что парк, требующий капремонта, по большей части стали отставлять. За 9 месяцев капитально отремонтировано чуть более 30 тыс. вагонов, тогда как за тот же период прошлого года – 74 тыс. Каковы дальнейшие перспективы отрасли – в статье «Вагоноремонт ставят на паузу».
Стремительное развитие маркетплейсов переформатировало весь рынок электронной коммерции и бросило вызов традиционной логистике. Доля продаж через онлайн-площадки с их собственной логистикой неуклонно растет, что объективно сокращает объемы продаж и перевозок как офлайн-ритейлеров, так и классических интернет-магазинов.
Перед всеми участниками цепочки поставок сегодня встает ключевой стратегический вопрос: достаточно ли просто догонять стремительно меняющуюся реальность, адаптируя отдельные процессы, или же необходима кардинальная перестройка бизнес-модели?
У логистических компаний, по сути, есть два принципиальных пути: продолжить развитие в узкой, часто нишевой специализации, например, в региональной курьерской доставке или перевозках специфических грузов, где давление маркетплейсов пока минимально, или же гибко и комплексно адаптироваться к новым рыночным условиям, интегрируясь в их экосистему. Подробности в материале «Не догонять, а перестраиваться: новая реальность маркетплейсов».
Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий в 2026 году.
Напоминаем, что подписчикам журнала РЖД-Партнер доступны краткие ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов в журнале РЖД-Партнер.
Отправить заявку в один клик можно со страницы по ссылке, а также написать нам на е-мейл rasp@rzd-partner.ru или позвонить по телефону + 7 (812) 418-34-99.



III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



