В сентябрьском выпуске мы подготовили для вас следующие интересные материалы.
Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры в Государственной думе действует на постоянной основе. И первоочередная его задача – соблюдение интересов государства, а также удовлетворение потребностей бизнеса в рамках взаимодействия со всеми участниками рынка транспортных услуг.
В текущей ситуации оператор подвижного состава занимает одну из основных ниш на рынке транспортных услуг. Тем не менее ни его права, ни его обязанности не закреплены законодательно. Регулятор процесса в такой ситуации вынужден направлять участников рынка в определенное русло – при условии соблюдения принципов их взаимной ответственности.
Сегодня в законы, регулирующие работу железнодорожного транспорта, в последнее время активно вносят поправки. Какие задачи при этом ставятся и какие риски несут эти изменения для участников рынка – об этом и многом другом рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Лесун в эксклюзивном интервью «Конкуренция и ответственность перед государством».
В июле текущего года базовая ставка аренды обычных полувагонов на споте снизилась. Сказались те же факторы, что были отмечены и ранее. Причины падения можно разделить в процентном соотношении 50 на 50: первая составляющая связана с состоянием экономики РФ, а вторая – с политикой, которую проводит перевозчик в отношении профицитного парка (подробнее см. выпуск исследования за июнь 2025 года). Причем волатильность ситуации только усилилась. В погрузке наблюдались как позитив, так и негатив. Так, дополнительное финансирование 11 регионов на строительство и ремонт дорог оживило перевозки щебня. Однако отправки балласта для нужд РЖД в июле сократились на четверть. Нестабильность коснулась и погрузки угля. В итоге июльский экспорт угля на сети РЖД снизился на 0,5%. При этом суммарная перевалка угля в российских морских портах в июле увеличилась на 9,2% – в основном за счет экспорта.
РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. Читайте наш обзор «На сеть пришел месяц листопада»
В конце июля ОАО «РЖД» направило в Минтранс России очередные инициативы
по обеспечению эффективной работы железнодорожного транспорта в условиях профицита подвижного состава. В компании предлагают рассмотреть возможность установления лимита присвоения номеров учета парка на инфраструктуре РЖД, предлагая определить верхний предел его численности в 1 млн 100 тыс. ед. По данным перевозчика, максимальный показатель среднесуточной погрузки за последние 10 лет зафиксирован в 2018 году. Тогда он составил 3,5 млн т при плановом параметре содержания парка 1 млн 97 тыс. вагонов.
При этом появление новых вагонов на сети может идти только по мере списания выбывающих по сроку службы. Указанный порядок предлагается корректировать расчетами Института экономики и развития транспорта по росту грузовой базы и величине избыточного парка. Однако операторы ссылаются на недоступность материалов АО «ИЭРТ» для изучения. Они критически отнеслись к инициативе установить верхний предел численности и указывают на необходимость выработки более четких критериев по выбытию/пополнению парка. В чем заключаются главные опасения участников рынка – подробности в нашей специальной рубрике «В фокусе».
На подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками сейчас приходится 19% вагонного парка. Вектор развития вагоностроения связан с дальнейшим увеличением выпуска инновации, и ее доля продолжит расти не только в эксплуатации, но и на рынке вагоноремонтных услуг. Собственно, начало этого года демонстрирует по сравнению с уровнем прошлого более высокий спрос на деповской ремонт таких вагонов. Для дальнейшего освоения объемов ремонтникам нужно развивать технико-технологическую базу. В то же время сейчас депо сильно зависят от требований со стороны вагоностроителей, тогда как с учетом широкого модельного ряда инновации хотели бы решить вопрос с взаимозаменяемостью некоторых деталей и узлов.
Увеличение доли обслуживания вагонов повышенной грузоподъемности требует более продвинутого способа ремонта, с применением несколько иных инструментов, технологий. Между тем ситуация зависит не только от ремонтников и их инвестиционных программ, важна поддержка и других заинтересованных участников процесса. Так, при получении права на проведение ремонта инновационных вагонов депо получают ремонтную, конструкторскую документацию, но какого-то большего содействия в этом деле со стороны производителей подвижного состава не наблюдается. Подробности в статье «Когда многообразие не в радость».
По итогам 7 месяцев 2025 года контейнерные перевозки по сети РЖД во всех видах сообщения снизились на 3,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В январе – августе снижение фиксируется уже на 3,9% в сравнении с тем же периодом 2024 года. По словам представителя холдинга РЖД, на 2025 год были запланированы перевозки контейнеров на уровне 8 млн TEU, при наличии грузов компания готова выйти на обозначенный уровень. Однако по мнению многих экспертов, картина контейнерного рынка говорит не о временном тренде на снижение. Это сигнал более глубокой структурной перенастройки рынка. Контейнерная логистика в России входит в фазу трансформационного сжатия: старые потоки больше не работают в прежнем объеме, а новые логистические модели еще не полностью выстроены.
Сложности с перевозками контейнеров на РЖД ведут к переключению грузопотоков на автотранспорт. В частности, эта тема обсуждалась на деловом семинаре РЖД-Партнера «Контейнерные перевозки: логистика, цены, риски». В I полугодии 2025 года автомобильные перевозки выросли на 11% против падения контейнерного трафика по железным дорогам на 5%, сообщалось на одной из сессий форума. Как с контейнерами в условиях 2025 года работают основные виды транспорта – железная дорога, море и авто? Анализируем в материале «Волны на тихом контейнерном море».
Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий в 2026 году.
Напоминаем, что подписчикам журнала РЖД-Партнер доступны краткие ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов в журнале РЖД-Партнер.
Отправить заявку в один клик можно со страницы по ссылке, а также написать нам на е-мейл rasp@rzd-partner.ru или позвонить по телефону + 7 (812) 418-34-99.

III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



