+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.05.2025 11:59:01
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Trade-in для вагонов: неравноценный обмен?

Вопрос обновления вагонного парка при участии государства с использованием механизма trade-in вызвал неоднозначную реакцию в операторском сообществе.
Trade-in для вагонов: неравноценный обмен?
Рассмотреть возможность внедрения госпрограммы утилизации подвижного состава предложили в РЖД. В апреле с соответствующей инициативой компания обратилась в Минпромторг России.

Три за один

Предполагается, что за каждые списанные 3 вагона государством будет предоставляться субсидия в виде утилизационной премии на производство нового инновационного вагона. Вагоностроитель за счет бюджетных средств и выручки от продажи крупногабаритных металлоконструкций вагонов, переданных в разделку, обеспечит поставку нового вагона собственнику без дополнительной платы.

Условие сдачи в утилизацию: вагон должен быть с признаками «деградации» в последней трети срока службы.
В РЖД считают, что реализация предлагаемого механизма обеспечит баланс производства и вывода избыточного парка с сети, ускоренный переход от типовых моделей подвижного состава к инновационным для повышения скорости, надежности и безаварийности работы железнодорожного транспорта.
В условиях профицита выпуск вагонов устаревших конструкций является нерациональным, отмечают в монополии.

Pro et contra

Среди операторов взгляды на данный способ утилизации разделились. В одной из компаний в целом поддерживают инициативу, предлагая распространить этот механизм до 2031 года, когда начнется массовое списание парка. Как ожидается, в 2032 по 2034 год будет ежегодно выбывать по сроку службы более 80 тыс. вагонов.
Вместе с тем в компании выступают за дополнительные меры.

Во-первых, целесообразно провести унификацию моделей инновационных вагонов и обеспечить равный доступ к технической документации для всех российских вагоностроительных заводов. Это должно усилить ценовую конкуренцию, не допуская рост цен на подвижной состав.
Во-вторых, следует сохранить нормативный срок эксплуатации вагонов, исключив возможность его сокращения административным путем в будущем.
В-третьих, важно не допустить применения тарифной дискриминации для участников перевозочного процесса, в том числе в виде установления повышающих коэффициентов при отправках груза в типовом парке, например в виде изменения тарифов путем повышения минимальной весовой нормы при погрузке.

В то же время есть операторы, выступающие против инициативы РЖД.
«Если вагоны соответствуют всем техническим нормам и нормативам безопасности, они могут оставаться в коммерческом обороте. Любые инициативы, направленные на вывод работоспособных единиц техники путем введения принудительных правил обмена на новые модели, ведут к нарушению принципов справедливой конкуренции и созданию преференций отдельным игрокам рынка», – подчеркивают в одной из компаний.

Высокая стоимость инновационного вагона, его повышенная стоимость содержания в условиях отсутствия тарифных преференций может увеличить его окупаемость.
Предлагаемая система обновления парка за счет инновации позволит нескольким вагоностроительным заводам сохранить жизнеспособность в ближайшие годы, не принеся ожидаемого результата для собственника, отмечает другой участник рынка.

В компании подсчитали, что доходность вагона с остаточным сроком службы 5 лет составляет примерно 4,5 млн руб., а стоимость утилизируемых превышает 600 тыс. руб. Списание 3 вагонов и получение одного взамен принесет потери для собственника более 6 млн руб.

Собственно, поддерживаемая РЖД система trade-in в части субсидирования выпуска инновации предполагает адресное финансирование государством вагоностроительных предприятий, считает оператор.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions