«Железная дорога едет, но не быстро, – комментирует генеральный директор туроператорской компании «ТТ ГРУПП» Наталья Фетисова. – Рост всего менее 1%, затронувший и пригороды, говорит нам о застое. Несмотря на амбициозные инвестиции и модернизацию, реальный спрос в ступоре». Эксперт обращает внимание на ключевой парадокс: «Число пассажиров слегка выросло, а пассажирооборот сократился. Эти данные показывают нам сокращение времени в пути. Население чаще выбирает дачу вместо дальних маршрутов. Возможно, это отражение общей экономической ситуации».
Главным тормозом роста единогласно признается стремительное подорожание билетов. По мнению управляющего партнера «Премьер Туризм» Камилы Велибековой, именно ценовой шок ограничил спрос. После подорожания в июле 2025 года в среднем на 20% (а проезд в купейных вагонах фирменных поездов – на 27,4%) с 1 декабря тарифы ждет новая индексация на 11,4%. Независимый туристический обозреватель Ирина Домбровская подтверждает: «Судя по стоимости билетов сейчас, они непосильны даже для льготных категорий путешественников, которые традиционно составляли лояльную аудиторию РЖД».
На этом фоне обостряется конкурентная борьба за пассажира. «Авиация, несмотря на трудности, медленно, но верно возвращает себе позиции, – констатирует Н. Фетисова. – Этой осенью мы наблюдаем огромное количество спецпредложений. Железная дорога теряет позиции в цене на расстояниях 300–800 км». И. Домбровская добавляет: «Перелеты стали намного выгоднее и удобнее. Стали доступны прямые перелеты в Геленджик и Краснодар, и это, конечно, увело поток людей от поездов». Дополнительным ударом по курортному направлению, по словам К. Велибековой, стал спад интереса к Черноморскому побережью из-за ухудшения экологической ситуации.
Эксперты фиксируют важный структурный сдвиг: на фоне стагнации дальних поездок растет спрос на короткие и высокоскоростные маршруты. «В летний период многие выбирают короткие мини-путешествия на выходные, а долгие отпуска оставляют на осень и весну», – отмечает И. Домбровская. Эта тенденция подтверждается статистикой: перевозки «Сапсанами» выросли на 4,6%, а скорым поездом «Вологда – Москва» – на 19,2%.
Сложившаяся ситуация, по мнению экспертов, требует от РЖД системных изменений. Н. Фетисова предупреждает: «Без более гибкой тарифной политики и таргетированных предложений для студентов, туристов в составе групп, семей с детьми РЖД рискуют получить статус «транспорт прошлого». Эксперт призывает решить «глобальные проблемы по перевозке пассажиров в летний сезон на морские курорты: поездов не хватает, составы старые, питание оставляет желать лучшего, но и цена неприлично необоснованная» и взять на вооружение опыт Китая, где гармония цены и комфорта является ключевым аргументом для пассажиров.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



