В дальнем следовании пассажиропоток составил 9,1 млн человек, снизившись на 1,5% относительно ноября 2024 года. Это ожидаемая сезонная динамика: отпускной сезон завершен, а активная покупка билетов на новогодние праздники еще впереди. В то же время пригородное сообщение показывает впечатляющий рост в 5,7%, достигнув 102,1 млн пассажиров. В сумме это дало общий прирост пассажиропотока на 5,1% (111,3 млн человек), а пассажирооборот вырос на 1,3% (10,2 млрд пасс-км), что говорит о сохранении спроса на длинные дистанции. Директор по развитию партнерской сети сервиса «Туту» Эмиль Зиядинов, комментируя эти цифры, отмечает, что мобильность в пригородном сегменте не падает, а продолжает устойчиво увеличиваться, в отличие от цикличного спроса на дальние маршруты.
По мнению эксперта, рост пригородных перевозок связан с увеличением числа жителей крупных агломераций, которые ежедневно используют электрички для поездок на работу, учебу или в соседние города. Ключевую роль играют масштабные инфраструктурные проекты, такие как Московские центральные диаметры (МЦД), которые интегрируют пригородные маршруты в единую городскую транспортную сеть, делая их более удобными и предсказуемыми альтернативами автомобилю. «Сейчас становится очень просто, на бегу купить в приложении билет на электричку, не теряя время в очередях, а затем попасть в комфортную электричку с мягкими сидениями, с зарядками и другими удобствами», – отмечает Э. Зиядинов. Результат налицо: в 2024 году пригородными поездами было перевезено рекордных 1,16 млрд пассажиров (+7,3% к 2023 году). За 11 месяцев 2025 года этот показатель уже достиг 1,08 млрд, и прошлогодний рекорд, по прогнозам эксперта, будет гарантированно побит.
Параллельно происходит глубокая трансформация дальнего пассажирского сообщения. После резкого падения в пандемийный период отрасль не просто восстановилась, а вышла на новые высоты. В 2023 году пассажиропоток в поездах дальнего следования составил 122,2 млн человек, превысив рекордный довоенный 2019 год (116,5 млн). В 2024 году рост продолжился до почти 128 млн пассажиров. По итогам текущего года ожидается сохранение этого беспрецедентно высокого уровня, что подтверждает статус железной дороги как самого надежного вида транспорта для длительных путешествий по стране. Удержание таких объемов – сложная задача, однако система демонстрирует устойчивость.
Взгляд в будущее позволяет говорить о новых точках роста. Государство, регионы и РЖД продолжают масштабные инвестиции в повышение привлекательности железнодорожных перевозок, отмечает Э. Зиядинов. Технологическим прорывом стал запуск беспилотных «Ласточек» в Москве, который позволит сократить интервал движения до трех минут, что неизменно отразится на росте пассажиропотока. В сегменте дальнего следования главным драйвером развития станет ввод в эксплуатацию высокоскоростных магистралей (ВСМ), первой из которых должна стать линия Москва – Санкт-Петербург. Сокращение времени в пути радикально повысит конкурентоспособность поездов на самых востребованных направлениях. Дополнительный импульс даст постоянное обновление вагонного парка: переход на двухэтажные составы, введение новых вагонов с повышенной вместимостью и комфортом, резюмирует эксперт.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



