+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.11.2025 16:46:24
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка металлов на железной дороге в октябре снова в минусе

Продолжается падение погрузки металлов на сеть РЖД, с начала года эта категория груза демонстрируют стабильно нисходящий тренд, за исключением марта. В октябре погрузка черных металлов на сеть РЖД составила 3,8 млн тонн, что на 19% меньше по сравнению с октябрем прошлого года.
Погрузка металлов на железной дороге в октябре снова в минусе

Спрос и предложение

Причина – в объеме выпуска. Так, например, в августе было произведено 5,5 млн тонн стали, а в сентябре – 5,2 млн тонн. При этом показатели обоих месяцев – ниже базы прошлого года. Данные о выпуске стали за октябрь WSA пока не публиковало. Однако на конец сентября можно было сказать, что выпуск стали падал уже 18 месяцев кряду. Корневая причина – в дорогих кредитах, замедляющемся строительстве (снизился как внутренний, так и внешний спрос), перестроении логистики, крепком рубле, санкциях, новых налоговых мерах, низкой цене на сталь и ремонтных мероприятиях на производствах.

В III квартале рынок толстолистовой стали столкнулся с серьезными трудностями: одновременно снизились и спрос, и цены. Такая динамика напрямую связана с проблемами в двух ключевых отраслях‑потребителях – строительстве инфраструктурных объектов и машиностроении. Еще в прошлом году металлургические предприятия работали с полной загрузкой, имея солидный портфель заказов на несколько месяцев вперед. Сегодня картина кардинально изменилась: многие заводы вынуждены сокращать производственные смены и переводить персонал на неполную рабочую неделю. Тревожный сигнал – снижение потребления стальной продукции даже в традиционно устойчивом топливно‑энергетическом комплексе.

В октябре инфляционные процессы вновь набрали обороты. Об этом красноречиво говорит динамика еженедельного индекса потребительских цен – главного индикатора инфляции. Если на протяжении мая – сентября показатель удерживался вблизи отметки 0,08% (эквивалентно 4,16% в годовом исчислении), то уже в первой половине октября он продемонстрировал резкий скачок, превысив уровень 0,2%, что соответствует более чем 10% годовых.

Экспортный потенциал

Глава «Северстали» Алексей Мордашов рассказал, что в этом году потребление металлопродукции в России сократилось примерно на 15%. На мировых рынках также сохраняется слабый спрос, а продолжающийся рост китайского экспорта оказывает дополнительное давление на экспортные цены на сталь.

«Торговый баланс становится более напряженным, рубль крепчает, и это, конечно, отражается на конкурентоспособности национальных производителей. Наши возможности по экспорту сжимаются. И наша конкурентоспособность на внутреннем рынке снижается. Мы всерьез видим появление большого количества иностранных товаров на отдельных рынках. Серьезная конкуренция с импортом, которая, конечно, всерьез ставит вопрос о защите внутреннего рынка», – заявлял главный акционер «Северстали» на форуме «Российский промышленник».

По словам частного инвестора Владислава Кофанова, конъюнктура внутреннего рынка для металлургов продолжает ухудшаться, статистические данные РЖД о погрузке черных металлов, строительных материалов «кричат» о кризисе в отрасли.

Директор ЗАО «Вторметресурсы» Владимир Попов отмечает: «Я веду закупку и реализацию металла. Он просто просел в цене, понимаете? Цена на черный металл очень низкая. Люди, которые занимаются сдачей, говорят: «Мы за эту цену работать не будем». Почему? Потому что тот, кто ездит, собирает, он тратит больше, чем зарабатывает. Черный металл сейчас стоит 10 рублей за килограмм. А его пиковое значение года полтора назад было 20–23 рубля/кг. Кто будет за просто так работать? Многие говорят: «Сейчас у нас копится, будем ждать, за эту цену не будем сдавать». И металлургические заводы не повышают закупочную цену. Если роста цены не будет, то не будет и объема транспортировки. Я вам точно могу сказать: [до конца года прибавки погрузки на ж/д] ожидать не стоит».

По словам эксперта, для того, чтобы объемы транспортировки вернулись к условной норме, только после подъема цен должно пройти минимум 3 месяца.

«Правительство уже готовит меры поддержки – повышение экспортной пошлины на лом и смягчение нагрузки от уплаты акциза на жидкую сталь (компании просят добавить в пакет антикризисных мер заморозку железнодорожных тарифов)», – заключает В. Кофанов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions