+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2025 12:34:53
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка лесных грузов: прорыва в уходящем году не произошло

Погрузка лесных грузов: прорыва в уходящем году не произошло

За 11 месяцев на сети погружено 22,8 млн т лесопродукции, что на 5,4% меньше, чем годом ранее. Причем в ноябре к аналогичному периоду 2024 года спад составил 18%.

Надежда на Китай не оправдалась

Как ожидалось ранее, лесные перевозки, спад по которым наблюдается в течение последних лет, оживятся в 2025 году, в первую очередь за счет активизации экспорта в Китай. Считалось, что в Поднебесной существуют предпосылки для роста строительного сектора и это позитивно повлияет на поставки продукции российского ЛПК.

Между тем статистика таможни КНР свидетельствует об обратном. В этом году экспортные отправки необработанной древесины в Китай из России находятся на минимальных значениях за последние 5 лет.

Фактически такая же картина складывается и по экспорту пиломатериалов. Если в начале года их отправки из РФ в Поднебесную пошли в рост, то уже с мая произошло снижение. Впрочем, Китай в целом демонстрирует снижение спроса на ввозимые пиломатериалы, и российские экспортеры здесь не одиноки.

Это проблема не только России, которой приходится сталкиваться с вторичными и третичными санкциями, говорит вице-президент по работе с госорганами, лесной политике и устойчивому развитию Segezha Group Николай Иванов. По его словам, в мире случилось достаточно много изменений, и большинство рынков, связанных с лесной продукцией, почувствовали это.

«Сейчас идут взаимные тарифные, санкционные войны, которые влияют на те рынки, которые для нас закрыты, но рынки дружественных стран являются в том числе реэкспортирующими, поэтому косвенное влияние на нас оказывается», – отметил представитель отрасли.

В Segezha Group прогнозируют с 2026 года определенное восстановление объемов в КНР, как в строительной индустрии (в 2025-м там все же произошел некоторый отскок от низкого уровня предыдущего года), так и в мебельной отрасли. Хотя на горизонте 2 лет существенное прорыва в компании не видят.

Бороться и искать

Не спасают положение лесопромышленников и возможности внутреннего рынка. Тем не менее власти ищут способы повысить спрос на продукцию ЛПК. Сегодня много говорится о необходимости развития отрасли переработки низкосортной древесины и древесных отходов, а также деревянного домостроения.

«В целях развития внутреннего рынка правительству России мы рекомендовали ускорить принятие мер, направленных на дальнейшее развитие деревянного домостроения, предусмотрев актуализацию нормативной базы в части пожарной безопасности деревянных конструкций, а также сейсмоустойчивости, в том числе в целях возможности строительства многоэтажных домов», – рассказал зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Аноприенко.

Одновременно ведется разработка дорожной карты по расширению использования отходов лесной промышленности и пеллет на период до 2035 года. По словам сенатора, помимо пеллетной продукции, важно расширить перечень конечной продукции из древесных отходов, в том числе за счет производства биоугля, этилового спирта, древесного уксуса, ориентированно-стружечных плит, нитроцеллюлозы и т. п.

Между тем Н. Иванов указывает на такую серьезную проблему лесопромышленников, как старение лесозаготовительной техники. За счет господдержки отечественные машиностроители должны наладить ее выпуск, а лесозаготовители – обновлять свои парки.

«Прогноз на 2028 год, что техника с отработанными моточасами более 30 тыс. составит 92%. Это очень критическая история», – подчеркнул менеджер.

Примерно такая же картина и с колесной техникой для вывоза леса, уточнил он.

Этот вызов можно, в свою очередь, рассматривать как новые возможности для сбыта продукции российских машиностроителей. По приблизительным расчетам, ежегодный рынок техники для предприятий ЛПК в стране оценивается порядка $3 млрд. «Это абсолютно необходимая и требующая поддержки подотрасль», – резюмировал представитель Segezha Group.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions