+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2025 14:35:21
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Перевозка нефти на РЖД в ноябре не ускорилась

В ноябре 2025 года погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась до 16,2 млн т, что на 4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. По сути, результат повторил и по объемам, и по динамике аналогичные показатели октября. Однако произошли и некоторые структурные изменения.
Перевозка нефти на РЖД в ноябре не ускорилась

По сравнению с октябрем изменились пропорции внутри структуры перевозок: по данным участников рынка, увеличилась доля экспорта – до 35% (+2 п. п. по сравнению с октябрем текущего года), а доля внутренних перевозок, наоборот, сократилась – до 60% (-4 п. п. по сравнению с октябрем). Доля импорта увеличилась соответственно до 5% (+1 п. п. соответственно).

Напомним, что для купирования сложностей с доставкой нефтепродуктов на Дальний Восток на РЖД из внутренних регионов РФ правительство России временно разрешило импорт нефтепродуктов, в частности бензина, из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Также увеличен импорт бензина из Белоруссии за счет давальческой переработки нефти. Это делается для балансировки спроса и предложения топлива внутри РФ.

Рынок светлых нефтепродуктов

По статистике информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», перевозки ряда светлых нефтепродуктов внутри РФ в ноябре (в отличие от октября) потянули транспортировки в минус. Это дизтопливо (-5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и керосин (-12%).

В плюсе остались прочие светлые нефтепродукты (+10%), а также масла и смазки минеральные (+7%). Но данная прибавка не компенсировала минус по двум указанным выше позициям. Перевозки бензина практически остались на прежнем уровне (+0,1%).

При этом продажи нефтепродуктов на Петербургской бирже в ноябре снизились на 10% – в основном из-за сокращения продаж бензина (-18,1%). Спад по дизтопливу составил 8%. Это означает, что основную прибавку в железнодорожных перевозках, как и в сентябре  октябре, привнесли внебиржевые поставки – то есть те, что шли напрямую от оптовиков к своим сетям. Если ранее в этом сегменте у железнодорожников был отмечен провал, поскольку перевозки выполнялись по максимуму автотранспортом, то в октябре перевозчик пошел на уступки ВИНКам. Ранее, напомним, клиенты отмечали, что железнодорожная логистика для них сопряжена на сети со множеством ограничений.

Что касается экспорта, то по его объемам сильно ударили корректировка демпферного механизма, которая была проведена ранее, и введенный в августе запрет на вывоз бензина в недружественные страны, который с октября был дополнен аналогичной мерой и для дизеля. Причина – рост цен на топливо внутри РФ.

Цены на бензин на российских АЗС начали снижаться в ноябре. Однако в 19 субъектах из-за нехватки топлива они продолжили ползучий рост. Особенно – в ДФО.

Соответственно, динамика экспорта не порадовала. Вывоз бензина за рубеж сократился на 32% и дизеля – на 12%. Минус, правда, меньше, чем был в октябре. Но все равно – спад остался значительным. И его лишь отчасти смягчил прирост экспорта керосина (+35%). Однако следует иметь в виду, что по объемам его поставки за рубеж втрое меньше, чем вывоз бензина.

Тем не менее ограничений для экспорта керосина из РФ нет, поскольку потребление керосина в ноябре сократилось в связи со снижением интереса у пассажиров к авиаперевозкам.

Экспорт других светлых номенклатур остался волатильным: прочих светлых нефтепродуктов – вырос на 4%, а масел и смазок минеральных – снизился на 3%.

Рынок темных нефтепродуктов

Если в октябре на внутренних направлениях почти по всем темным номенклатурам в указанном сегменте был зафиксирован плюс, то в ноябре они ушли в минус: мазут (-7% по сравнению с ноябрем 2024 года), битум (-6%) и прочие темные нефтепродукты (-2%). Исключение составила нефть (+8%) – из-за необходимости перераспределения объемов сырья между НПЗ.

Если спад в отправках мазута можно объяснить теплой погодой, то спад перевозок битума никак не увязывался с приростом на РЖД перевозок щебня для ремонта и строительства автодорог. Очевидно, дополнительные объемы битума ушли на автотранспорт.

Экспорт темных номенклатур в ноябре также потянул перевозки на РФ вниз. Спад преимущественно затронул вывоз за рубеж мазута (-13%) как из-за низкого спроса на бункерное топливо, так и – сложностей на РЖД с доставкой вязких нефтепродуктов в направлении морских терминалов на восток. Кроме того, усилился спад экспорта прочих темных нефтепродуктов (-26%). Ситуацию, как и в октябре, лишь немного смягчил прирост экспорта битума (+40%). Экспорт нефти сменил плюс, который был отмечен в октябре, на минус – в ноябре он составил 19%.

Прогнозы неутешительные

Как мы и предполагали, в ноябре погрузка нефти и продуктов ее переработки на РЖД не выбралась из минуса. Сложно ожидать, что и до конца текущего года она выйдет в плюс.

Тем более, что ноябрь развеял надежды на улучшение с перевозками топлива внутри РФ. А смягчение ограничений для экспорта бензина и дизтоплива ожидается на раньше 2026 года. Переменчиво теплая погода не гарантирует подпитки рынка перевозок за счет нефтепродуктов для ТЭЦ.

Недавнее смягчение правила для демпфера нефтяным компаниям (теперь допустимый разброс оптовых цен, при котором эти выплаты производятся, увеличен на 10 п. п.) в ноябре еще не успело оказать влияние на железнодорожные перевозки топлива внутри РФ. Во всяком случае, так считает представитель источника, знакомого с ситуацией на рынке. Он указал на то, что маржа АЗС в ноябре подросла, но розничная торговля топливом осталась низкодоходной. «В дальнейшем это обстоятельство, скорее, стимулирует автомобильные доставки, чем транспортировки на РЖД. Ведь добавки обеспечат ВИНКи. А они в поставках для своих АЗС тяготеют к автотранспорту. Через биржу, ориентированную на РЖД, снабжается розница», – добавил респондент.

По его словам, сложно ожидать и прироста по экспорту. Основной спрос на нефтепродукты из РФ сместился на восток. Но поставки пока еще во многом зависят от западно ориентированной логистической инфраструктуры.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions