+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2024 09:21:50
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Март не оживил погрузку на РЖД

В марте 2024 года спад в погрузке на РЖД составил 3,5%: всего было отправлено 105,3 млн т грузов.
Март не оживил погрузку на РЖД
По данным из телеграм-канала перевозчика, спад связан с сокращением спроса на перевозки экспортного угля в порты Азово-Черноморского бассейна по причинам, которые лежат в плоскости взаимодействия грузовладельцев с морскими терминалами.

Свои коррективы внесла и погода. Сильные морозы и снежные заносы на стороне грузоотправителей и грузополучателей привели к сокращению предъявления грузов, в том числе строительных и чёрных металлов. А проблемы с выгрузкой из-за смерзаемости угля и мазута потребовали введения ограничений по погрузке в адрес портов Северо-Запада.
Негативное влияние оказало также отвлечение локомотивного парка для проведения технического обслуживания. РЖД координируют работу с сервисными компаниями, в случае необходимости в оперативном режиме проводится передислокация локомотивов с других участков сети.

Не хватило тяги

Однако если вникнуть в детали, то картина выглядела несколько иначе.

Начнем с локомотивов. Судя по отчетам перед депутатами Госдумы, в ОАО «РЖД» столкнулись с нехваткой тяги.

С одной стороны, сервисным компаниям пришлось столкнуться с нехваткой запчастей, а с другой – парк оказался распределен, как в феврале, между депо приписки и полигонами, не очень-то рационально.
Где-то тяги хватало, а где-то она оказалась в дефиците.

Уголь загнали в угол

Действительно, в марте ряд угольных компаний заявили о прекращении отправок в направлении угольного терминала «ОТЭКО» в Тамани из-за высоких ставок на перевалку. Вместе с железнодорожным тарифом (да еще на фоне введения экспортной пошлины на уголь) это снизило привлекательность отправок угля через южные терминалы.

По схожей причине в целом сократилась перевалка угля в Усть-Луге. Остался интерес у экспортеров к Мурманску, но туда оказалось сложно пробиться из-за повышенной нагрузки на дальние подходы к Большому морскому порту Санкт-Петербург, где на специализированных терминалах стали восстанавливаться контейнерные грузопотоки. Сюда же добавились цистерны с нефтепродуктами.
Так что углю на северо-западе просто не осталось места. А на востоке – уголь не в первой очереди. Так что спад – не столько из-за высоких ставок стивидоров на юге, сколько из-за системы приоритетов и дефицита провозной способности железнодорожного перевозчика.

Смерзаемость же угля, между прочим, в марте была в обычных пределах. Да и обработка его в Усть-Луге ведется с подогревом при помощи вагоноопрокидывателей.

Нефть есть, но она не идет в цистерны

Отдельный разговор по поводу смерзаемости мазута – проблемы в данном случае начались у клиентов при отправке тяжелых нефтепродуктов. По данным крупной нефтяной компании, в ОЖД в марте задерживали отправки не только дополнительных объемов нефтегрузов, но и тех, что были запланированы. Иными словами, были внесены в ГУ-12 за 10–15 суток до отправки. В результате в ОЖД уговаривали клиентов на мурманском и калининградском направлении продлить сроки поставок, чтобы избежать штрафов за просрочки доставки. А ведь речь шла в том числе о цистернах с мазутом, который перед отправкой на путях необщего пользования требовалось поддерживать нужной температуры.
Отсюда – и ограничения с отправками нефтепродуктов на северо-западе: груженые цистерны «замерзли» в процедурах в зоне ответственности перевозчика.

В итоге неудивителен минус в погрузке нефти и продуктов ее переработки на РЖД (18,5 млн т, -0,5% к марту 2023 года). А ведь, между прочим, мог быть и плюс: грузы имелись, но их в ряде случаев не могли принять к отправке.

Охлажденная стройка

Снижение погрузки стройматериалов (-13%) и цемента (-2%) во многом связано с переключением данных номенклатур на автотранспорт из-за тарифной политики перевозчика.
На РЖД тариф проиндексировали вне зависимости от ситуации на рынке. А на нем пока спад. И автоперевозчики предложили более выгодные условия – даже на достаточно длинных расстояниях.
Благо погода позволила перевезти стройматериалы до наступления сезона весенней просушки автодорог.

Еще одна причина снижения погрузки щебня – сокращение перевозок балласта для нужд РЖД.

Что еще в минусе?

Насчет грузов ГМК – тут, как признались эксперты, картина действительно сложная: на рынке спад. Соответственно, по всем основным позициям – уход в отрицательную зону: черные металлы (-8%), железная руда (-1%) и лом черных металлов (-18,2%).

В минусе также лес (-4%) в связи с окончанием вывоза древесины с зимников.

Впервые за последние месяцы снизалась погрузка остальных грузов, в том числе в контейнерах (-2%). Это как раз совпало с активным внедрением отправок контейнерных поездов длиной в 71 усл. вагон. Клиенты просто не смогли выполнить условия перевозчика.

В противном случае им приходилось доплачивать – или за простой вагонов в ожидании формирования составов, или за отправку контейнеров повагонными партиями. А это дороже. И не для всех оказалось приемлемым.

Четыре составляющих спасательного круга

Подтянули погрузку, по сути, 4 вида номенклатур.

Это минудобрения, зерно, химикаты и сода, а также промсырье и формовочные материалы.

Минудобрения вышли в рост за счет экспорта через российские морские порты. Соответственно, спрос на них на фоне оживления выпуска химгрузов подстегнул выпуск химикатов и соды.
Прибавка в погрузке зерна оказалась по сравнению с предыдущим периодом незначительной – около +7%. Как и ожидалось, сказались введенные в РФ ограничения на экспорт и ухудшение мировых цен на зерно.

На таком фоне в апреле сложно ожидать роста погрузки на РЖД. Особенно с учетом ситуации, сложившейся на сети.

Напомним, что вопросы, связанные с грузовой работой на сети РЖД в современных условиях, будут рассматриваться на Транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама», который состоится 17 апреля  2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д.5). Организатор – редакция журнала «РЖД-Партнер». Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме. 

В рамках форума состоится дискуссия, посвященная проблематике и перспективам развития рынка грузовых перевозок, а также две дискуссии: о цифровом планировании грузовой работы (в том числе после введения ДМЗИ и СКПП), и о технологиях и инновациях, внедряемых сейчас на сети.
Регистрация участников: по тел. +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions