• Ставка на полувагон
    2000
    11 %
    руб./сут.
    Декабрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.89 0.29 EUR ЦБ РФ 75.91 -0.13
    BTC 23269.62 usd BTC 1655633.46 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2021 17:37:42
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Замена ВСМ проектом грузовой железной дороги позволит решить проблемы только грузовых перевозок, и то не полностью

Считаю, что отказ от сооружения ВСМ Санкт-Петербург – Москва в 1990–2000 гг. и замена ее организацией скоростного пассажирского движения поездами «Сапсан» на существующей линии были стратегической ошибкой. Необходимость сооружения ВСМ в этом коридоре просто перезрела. И если отказ от ее сооружения в 1990–2000 гг. можно было оправдать неблагоприятной экономической ситуацией и плохим инвестиционным климатом, то сегодня такой отказ (как и сдвиг на более поздние сроки) видится еще более парадоксальным. Аргументы за ВСМ проговорены много раз, давайте их в очередной раз коротко перечислим.
Замена ВСМ проектом грузовой железной дороги позволит решить проблемы только грузовых перевозок, и то не полностью
Во-первых, ВСМ позволяет на много десятилетий вперед кардинально и качественно решить проблему дефицита скоростного железнодорожного сервиса в самом загруженном транспортном коридоре России. Дело не только и не столько в сокращении времени нахождения пути между Санкт-Петербургом и Москвой с текущих 4 ч до примерно 2 ч 15 мин, сколько в возможности многократно повысить пропускную и провозную способность, причем для всех видов движения: дальнего пассажирского, пригородного пассажирского, грузового. В графике 2021/2022 г., несмотря на пандемию, будет курсировать 18 пар «Сапсанов», тогда как в текущем году их было 16. Это значение практически потолочное.

Каждое подобное добавление хотя бы нескольких пар еще больше ухудшает условия для пропуска поездов других категорий и, по сути, является «костыльным» решением. Но дефицит мест в «Сапсанах» все равно не исчезает. ВСМ же позволит пропускать сразу хоть 40, хоть 80, хоть 100 пар поездов в сутки с минимальными интервалами. Убежден, что эти размеры с момента начала эксплуатации ВСМ будут расти.

Во-вторых, ВСМ позволяет решить задачи грузовых перевозок, а именно ликвидировать кружности грузовых поездов (до 500 км по сравнению с вариантом пропуска по линии Санкт-Петербург – Москва), из-за которых одновременно искусственно увеличиваются и эксплуатационные расходы для ОАО «РЖД», и тарифные нагрузки для грузовладельцев (которые отрицательно сказываются на стимулировании спроса). Одновременно будет повышена пропускная и провозная способность всего коридора. В дополнение к трафику существующих линий с грузовым движением (Ярославль – Вологда – Санкт-Петербург, Савелово – Хвойная – Санкт-Петербург, Волоколамск – Новосокольники – Санкт-Петербург) по главному ходу (через Бологое) можно будет пропустить еще около 50 пар грузовых поездов в сутки (около 80 млн т в год).

В-третьих, значительно улучшатся параметры пригородного движения: пригородные поезда смогут курсировать более равномерно и их размеры движения могут быть увеличены, отпадет необходимость в стоянках их на обгонах и т. п.

Автомагистраль М-11 не является альтернативой ни грузовой железной дороге, ни ВСМ. Железнодорожный транспорт обеспечивает более низкую себестоимость перевозки грузов. Перевод грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, на автомагистраль означает либо значительное повышение конечной стоимости продукции, либо вообще полное исчезновение некоторых видов бизнеса. Отчасти так произошло с некоторыми поставщиками строительных материалов из Ленинградской области в Москву: кружные маршруты следования грузовых поездов и автомобили оказались для них непомерно дорогими.

В коридоре Москва (центр России) – Санкт-Петербург (Северо-Запад России) наличествует дефицит провозной способности как в грузовых перевозках, так и в пассажирских. Так вот замена проекта ВСМ проектом грузовой железной дороги позволит решить проблемы только грузовых перевозок, и то не полностью. Речь тут идет о модернизации Сонковского хода – железнодорожной линии Дмитров – Савелово – Сонково – Хвойная – Будогощь – Мга с превращением ее в перспективе в двухпутную электрифицированную линию. Но даже в этом случае грузовые перевозки будут осуществляться не по кратчайшему расстоянию. Проект ВСМ замечателен тем, что он одновременно решает проблемы и грузовых, и пассажирских перевозок. При сооружении ВСМ инвестиции в развитие грузового Сонковского хода можно кардинально сократить, а грузовые поезда будут пропускаться преимущественно по кратчайшему варианту – через Поварово-1, Тверь, Бологое, Малую Вишеру (по существующей линии Москва – Санкт-Петербург).

Более того, наличие профицита провозной способности позволит развивать и новый вид железнодорожных грузовых перевозок – перевозки ускоренными грузовыми поездами постоянного формирования с возможностью резервирования грузовых мест грузоотправителями. Этот вид сервиса будет конкурентоспособным с автомобильным транспортом даже на относительно коротких плечах перевозки (600–1500 км).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions