В целом сегмент железнодорожной техники пострадал от экономических потрясений 2022 года в меньшей степени, чем другие сегменты транспорта, в особенности такие корпоративные сегменты как авиа- и морской транспорт. Это в основном обусловлено тем, что ограничения на морские перевозки стимулируют увеличение погрузки на железнодорожном транспорте, а также относительно малой долей иностранных комплектующих в производстве российской железнодорожной техники.
Вопрос о том, какие виды подвижного состава будут востребованы в 2023 году, связан со многими факторами, которые сложно прогнозировать в текущей ситуации. В частности, в случае сохранения ситуации с эмбарго на морские перевозки и с учетом дефицита мощностей для хранения нефтепродуктов следует ожидать продолжения повышенного спроса на нефтеналивные цистерны.
Кроме того, существуют глобальные тренды, которые с высокой вероятностью не изменятся существенно в среднесрочной перспективе. Например, можно ожидать сохранения устойчивого спроса на вагоны-хопперы, применяемые для перевозки зерна и минеральных удобрений, которые пользуются стабильным спросом. Кроме того, долгосрочный рост контейнерных перевозок позволяет судить о будущей востребованности фитинговых платформ.
Отдельно стоит отметить ограничения предложения подвижного состава, связанные с дефицитом отдельных типов вагонов, в первую очередь инновационных. Закономерно ожидать роста доходности как в сегменте инновационных вагонов, так и в сегменте нефтеналивных цистерн. Дефицит также будет способствовать востребованности таких лизинговых инструментов, как лизинг б/у техники.
В ответ на кризисные явления в отрасли отдельные рыночные игроки оперативно отвечают на изменение потребностей рынка созданием новых программ, предусматривающих, в частности, нулевой аванс, экспресс-принятие решения о финансировании, предоставление минимального пакета документов.
С учетом этого можно ожидать, что в 2023 году компании отрасли пересмотрят востребованность продуктов для клиентов, доработают продуктовые предложения и перейдут к освоению новых рыночных ниш.
Автор: Антонина Бариева, руководитель проектов Strategy Partners
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.