+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2022 10:10:09
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

В 2022 году транспортировка зерна в контейнерах будет нишевой историей

В прошлом году погрузка зерна на сети РЖД просела на 10,1% до 25,7 млн т, однако это далеко на самый сильный спад за последние пять лет. В 2019 году она упала на 20,1%, до 21,7 млн т. В остальные же годы она демонстрировала подъем, подскочив в 2017-м на 16,4%, до 22,1 млн т, в 2018-м – на 22,6%, до 27,1 млн т, в 2020-м – на 28,7%, до 27,9 млн т (поставив тем самым рекорд).
В 2022 году транспортировка зерна в контейнерах будет нишевой историей
В ретроспективном же разрезе за пять лет заметно снижение перевозок зерна по отдельным магистралям и увеличение по другим. На Северо-Кавказской железной дороге погрузка в 2017 году составила 6,7 млн т, уменьшившись в 2021-м до 3,6 млн т, на Приволжской она равнялась 2,6 и 2,1 млн т соответственно, зато на Юго-Восточной она была 4,3 и 5 млн т, на Западно-Сибирской – 2,6 и 3,5 млн т.

Сокращение транспортировки зерна по сети РЖД в 2021 году было обусловлено принятыми правительством мерами по недопущению его подорожания – было введено квотирование и вывозные пошлины, приведшие к торможению экспорта и переориентации потоков на внутренний рынок. В то же время много российского зерна покупали Турция, Иран, Египет, Саудовская Аравия, Казахстан, в число его потребителей после долгого перерыва вернулся Алжир.

Данные страны (кроме Алжира) в 2022 году и будут основными импортерами зерна из России, влияя на динамику и объемы его перевозок по железным дорогам к морским портам. В целом же в текущем году погрузка может просесть до 22–23 млн т, хотя не стал бы сбрасывать со счетов и ее стабилизации на уровне 2021-го.

Транспортировка зерна в контейнерах в ближайшие несколько лет может увеличиться, так как их применение отменяет необходимость в силосах в портах – контейнеры могут стоять в них под открытым небом, дожидаясь прихода судов за ними. И прямо из портов разными партиями их можно отправлять по различным маршрутам.

Но я не думаю, что она будет доминировать в структуре железнодорожных перевозок зерна в России, хотя по итогам 2021 года их транспортировка увеличилась в 2,2 раза, до 27,1 тыс. ДФЭ, ведь даже в развитых западных странах она не превышает 20%.

Подобная ситуация связана с затратностью и определенными техническими особенностями использования контейнеров. Срок эксплуатации вкладыша может быть небольшим, составляя несколько разгрузок, после зерна на обратном пути его нельзя ничем иным наполнять, в противном случае он будет непригоден для его доставки. И отправителю, и получателю надо будет потратить деньги на установку оборудования для загрузки зерна в контейнеры, их перемещения на платформы и для снятия с них и выгрузки зерна. На платформу можно поместить только два контейнера, и общая масса доставляемого в них зерна будет на 20% меньше, нежели в хоппере. Поэтому транспортировка зерна в контейнерах будет все-таки нишевой «историей» и полностью не сможет заменить традиционные грузовые вагоны.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions