Чтобы понять суть вопроса, придется несколько углубиться в сами производственные процессы. За свой жизненный цикл – от постройки до исключения и утилизации – грузовой вагон проходит несколько этапов восстановления, так называемых плановых ремонтов. Ремонт, в свою очередь, строго регламентируется нормативными документами и, в зависимости от сроков его проведения и объема выполняемых работ, делится на деповской и капитальный. Необходимо отметить, что именно капитальный вид ремонта является наиболее сложным и трудоемким, так как проводится только один раз в течение всего периода эксплуатации вагона, но в то же время позволяет восстановить его характеристики практически до заводских требований.
На текущий момент средняя стоимость проведения капитального ремонта в соответствии с заключенными договорами составляет менее 3% от рыночной стоимости нового вагона. Таким образом, возникает простой вопрос: как вагоноремонтными предприятиями могут соблюдаться требования всех нормативных документов, регламентирующих выполнение столь трудоемкого процесса при таких ничтожных затратах?
В сложившихся условиях риски возникновения нарушений безопасности перевозок вырастают многократно, и мириться с этой ситуацией нельзя. Именно необходимость обеспечения безопасности перевозочного процесса и соблюдение элементарных требований технологических процессов вызвали подготовку разъяснительной телеграммы.
Настолько я знаю, большинство вагоноремонтных компаний и собственников подвижного состава отнеслись с пониманием к сложившейся проблеме и заявили о поддержке действий ОАО «РЖД» в этом вопросе на совместном совещании, проведенном в январе 2025 года.
Но в то же время на глазах у всех отдельные заинтересованные компании пытаются всячески произвести подмену понятий качества производимой продукции, обеспечения производства необходимыми ресурсами, ответственности за выполняемую работу и прочих.
Как мне стало известно, работникам ОАО «РЖД» поступала информация об отмене этих требований – все встанет на свои места. Поступали угрозы о возмещении расходов, связанных с недопуском вагонов из капитального ремонта, имели место анонимные оговоры о так называемых придирках. Имеют место попытки ввести в заблуждение о готовности вагонов после проведения ремонта по предоставляемым фотоматериалам.
Только принципиальный подход со стороны всех участников рынка к соблюдению требований нормативных документов, технологических процессов и должностных обязанностей позволит обеспечить безопасность перевозок на сети железных дорог Российской Федерации и сохранить в дальнейшем звание самых безопасных железных дорог во всем мире.
Материалы РЖД-Партнера о январской телеграмме 29/ЦДИ, направленной ОАО «РЖД» в адрес вагоноремонтных предприятий и других связанных структур, и о реакции на этот документ операторского сообщества, а также о том, что даже после ремонта вагоны не пускают на сеть, вызвали большой отклик у всех заинтересованных сторон. Следуя нашим принципам объективности и гласности, мы как деловое издание готовы и в дальнейшем предоставлять слово экспертам по этой проблеме.