+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2025 10:48:18
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Противостояние угольщиков и РЖД будет углубляться

Судебные разбирательства между угольными компаниями и железнодорожными операторами, прежде всего с РЖД – уже не эпизод, а устойчивая реальность 2025 года. Причина – в системных противоречиях, которые не удается разрешить ни через отраслевые соглашения, ни через регуляторные механизмы.
Противостояние угольщиков и РЖД будет углубляться
РЖД на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона взяли на себя обязательства по вывозу угля на экспорт лишь для Кузбасса – не менее 54,1 млн тонн. При этом предложения Минэнерго расширить такую модель и на другие угледобывающие регионы, диверсифицируя маршруты поставок на северо-запад и юг, остались без поддержки. Железнодорожная монополия объясняет свою позицию просто: низкая рентабельность угольных перевозок. По собственным оценкам РЖД, перевозка угля в 2 раза менее прибыльна, чем доставка других видов грузов, несмотря на то, что именно уголь сегодня занимает до 60% пропускной способности Восточного полигона.

Такой подход РЖД к приоритетам вызвал вполне ожидаемую реакцию: угольщики подают иски о срывах сроков подачи вагонов, задержках в доставке, неисполнении контрактных обязательств. Но и РЖД не остаются в стороне – в ряде случаев оператор инфраструктуры предъявляет встречные претензии. Это уже не спор о конкретных логистических сбоях, а борьба за правила игры на фоне переориентации экспортных потоков и износа инфраструктуры.

Очевидно, что растущее количество исков ведет к снижению инвестиционной активности, в том числе среди владельцев подвижного состава. Деньги, которые могли бы пойти на обновление вагонов и локомотивов, идут на юридическое сопровождение и покрытие штрафов. Без четкого, законодательно закрепленного распределения ответственности между участниками перевозочного процесса – от грузоотправителя до владельца инфраструктуры – эта ситуация вряд ли разрешится. А значит, конфликт между железнодорожной системой и угольной отраслью будет лишь углубляться.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions