Тем не менее, если сопоставлять данные с сентябрем 2023 года, снижение носит нарастающий характер: в первый месяц осени оно составило 9,4% по отношению к тому же периоду позапрошлого года. А по сравнению с сентябрем 2019 года спад достигает 13,8%. Это указывает на то, что текущие показатели сравниваются с крайне низкой базой, и любое, даже незначительное улучшение визуально «поднимает» итог, который, тем не менее, остается значительно хуже «эталонного» результата. Таким образом, по сети перевозится меньше грузов, но стоимость этих перевозок существенно выше, чем в предыдущие пять лет.
В то же время впервые за текущий год на сети зафиксированы признаки улучшения. Источник, близкий к ОАО «РЖД», ранее прогнозировал возможное улучшение динамики погрузки в сентябре, ссылаясь на прирост к плану перевозок. В связи с этим в предыдущем обзоре был сделан осторожный прогноз — нижнюю границу не стали пересматривать в сторону повышения. Она осталась на уровне -5%. Снижение до -3% ожидалось в октябре. Однако подвижки произошли уже в сентябре.
В сентябре перевозчик отметил ряд позитивных тенденций, способствующих частичному восстановлению погрузки. Во-первых, по мере заполнения складов вырос объем перевозок зерна (+8% к сентябрю прошлого года). Активизация экспорта также поспособствовала росту вывоза минеральных удобрений (+9,1%).
Кроме того, впервые за последние месяцы в положительную зону вышла погрузка угля (+4%). Обычно такая динамика сопровождается ростом грузооборота, поскольку уголь, как правило, транспортируется на восток — на экспорт.
Однако в этот раз тарифный грузооборот, напротив, показал результат хуже, чем динамика погрузки: он снизился до 199,2 млрд т-км, что на 6,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В августе отмечалось переполнение складов угольных компаний, из-за чего некоторые из них были вынуждены сократить добычу. Тогда основной упор был сделан на вывоз угля из Кузбасса, а в сентябре на сеть поступило больше грузов с ближних месторождений.
Также в августе сократилось число брошенных поездов на сети. Но в сентябре ситуация ухудшилась — составы с углем вновь начали задерживаться в пути, что также сказалось на снижении общего грузооборота.
Дополнительный объем перевозок был обеспечен и внутренними поставками, обусловленными ранним началом холодного сезона и, как следствие, ускоренным запуском отопления.
Таким образом, указанные факторы носят временный характер.
«В середине осени угольный „допинг“ может увянуть», — предположил представитель стивидорной компании, специализирующейся на перевалке угля.
Не выглядит стабильной и динамика по минеральным удобрениям. В РАПУ повысили прогноз экспорта минудобрений в 2025 году до 45 млн тонн при сохранении текущих темпов отгрузки, что на 7% выше показателя 2024 года — на фоне повышения мировых цен.
«Это вполне корреспондируется с железнодорожными перевозками. Однако нынешний избыток зерна на глобальных рынках может негативно повлиять в дальнейшем на закупки российских минудобрений за рубежом», — отметил респондент из числа зерновых трейдеров.
Аналогичная ситуация наблюдается и с перевозками строительных грузов. Рост погрузки (+3% к сентябрю 2024 года) объясняется отложенным спросом на щебень после сильного спада в предыдущие месяцы. По той же причине увеличилась погрузка цветной руды (+7%).
Можно ли считать сентябрьский прирост устойчивым трендом, как утверждает перевозчик? Делать такие выводы пока преждевременно. По данным исследования S&P Global, индекс PMI в обрабатывающих отраслях России в сентябре снизился до 48,2 п., что связано с финансовыми трудностями и неопределенностью среди клиентов.
Это указывает на сокращение новых заказов у производителей вследствие нарушений в цепочках поставок сырья. Основной прирост издержек обусловлен логистикой, тогда как темпы роста цен на сырье остаются низкими. Это затрагивает как экспорт, так и внутренний рынок.
«Мы видим отражение общей тенденции. Однако автотранспорт находит способы снижения логистических издержек, а РЖД, напротив, перекладывает свои расходы на клиентов. В этом основная проблема. Отсюда парадокс: автоперевозчики переманивают грузы, несмотря на более высокие тарифы, так как в целом помогают сокращать общие логистические затраты, которые могут превышать стоимость самой перевозки. На РЖД клиент выигрывает только при снижении ставок операторов, но сэкономить на логистике он не может. В результате из-за политики железнодорожного перевозчика потери клиента оказываются больше, чем экономия на вагонах», — поделился наблюдениями один из дальнобойщиков.
Еще один негативный фактор — в условиях задержек поставок товаров в сентябре наблюдался рост запасов готовой продукции. Причина этого — проблемы с оплатой со стороны российских покупателей.
Как видно, улучшение погрузки на РЖД связано, прежде всего, с временной переориентацией на уголь и краткосрочными колебаниями рыночной конъюнктуры, вызвавшими сезонное увеличение поставок. Однако позитив был в значительной степени нивелирован негативной динамикой по другим важным для РЖД направлениям.
Перевозчик попытался объяснить снижение погрузки по ряду номенклатур исключительно внешними обстоятельствами — «временными структурными изменениями в экономике страны и на мировых рынках». Между тем операторы и грузоотправители регулярно указывают на внутренние проблемы, в том числе с диспетчеризацией движения, отмечают эксперты.
Особенно противоречивыми оказались данные по перевозкам нефти и нефтепродуктов: их погрузка снизилась на 10%. Среди негативных факторов — продление запрета на экспорт бензина из РФ, а также введенные ограничения на экспорт дизельного топлива, судового топлива и газойля.
Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что это приведет к сокращению объемов нефтепереработки и, как следствие, к росту экспорта сырой нефти. В этом случае производители ориентируются в первую очередь на внутренний рынок, добавил директор ЦЦИ Роман Соколов.
Однако и здесь поставки топлива по РЖД в сентябре столкнулись с ограничениями со стороны самого перевозчика. По сравнению с августом ситуация лишь ухудшилась.
Положение осложнилось тем, что в сентябре на ремонте находилось 38% мощностей НПЗ по первичной переработке, согласно данным компании «Сиала». Официальной причиной стали повреждения из-за атак беспилотников. Однако у нефтяников нет достаточных стимулов наращивать переработку, поскольку из-за ограничений по экспорту и трудностей с перевозкой нефтепродуктов по железной дороге наблюдается профицит топлива.
К числу наиболее проблемных направлений также относятся:
– черные металлы (снижение погрузки на 14%),
– лом черных металлов (-33%),
– кокс (-10%),
– химикаты и сода (-6%),
– промышленное сырье (-25%),
– лес (-5%),
– цемент (-9%),
– прочие грузы, включая контейнерные (-10%).
Все эти факторы формируют основу для пессимистичных ожиданий по октябрьским показателям: прогнозируемый спад — от 5 до 7%. Базовый вариант — от 3 до 5%. При этом ноябрь, по мнению аналитиков, может еще больше ухудшить статистику РЖД.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



