Существующие темпы выбытия подвижного состава и недостаточные для компенсации списания объемы его закупок могут привести к дефициту мотор-вагонного подвижного состава. К 2020 году уровень такого дефицита может достичь 20%, или 1,7 тыс. вагонов, что в денежном выражении может достичь 50 млрд руб. инвестиций. Нехватка вагонов электропоездов может в том числе привести к снижению транспортной доступности и некоторому росту социальной напряженности, особенно в тех регионах, где между населенными пунктами отсутствует возможность перемещения альтернативными видами транспорта.
В настоящее время практически весь пригородный подвижной состав находится в собственности ОАО «РЖД» и арендуется пригородными пассажирскими компаниями. При этом лишь малая часть пригородных пассажирских компаний, по объективным причинам, реализует собственные инвестиционные программы по приобретению мотор-вагонного подвижного состава. Практически все из них осуществляют свою деятельность в крупных и пассажиронапряженных агломерациях. К таким компаниям, например, относятся ОАО «Центральная ППК», ОАО «Северо-Западная ППК». Также заявляла о планах по приобретению подвижного состава ОАО «Северная ППК».
Таким образом, начиная с 2011 года, пригородные перевозчики самостоятельно начали приобретать мотор-вагонный подвижной состав в собственность.
Лидером в этом направлении является ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», которая за 3 года инвестировала в обновление подвижного состава около 20 млрд руб. На данный момент в собственности ОАО «ЦППК» более 60 поездов (более 10% от общего объема эксплуатируемого подвижного состава). Впоследствии на ежегодной основе компанией планируется приобретать 20–25 составов.
Тем не менее существует необходимость в проработке инструментов вовлечения региональных властей в процесс обновления МВПС, поскольку регион является:
- акционером пригородной пассажирской компании;
- заказчиком услуг пригородной пассажирской компании.
Это означает, что региональные власти напрямую заинтересованы в повышении качества предоставляемых услуг. Одним из инструментов вовлечения региональных властей в инвестиционный процесс является подписание двусторонних (или многосторонних, где участвуют несколько субъектов) долгосрочных договоров.
В данный момент с некоторыми субъектами РФ (Москва, Московская область, Рязанская область, Санкт-Петербург) уже заключены долгосрочные договоры, как правило, на 15 лет. Согласие регионов на заключение таких договоров и на принятие обязательств по компенсации выпадающих в долгосрочной перспективе является косвенным участием регионов в реновации парка подвижного состава, так как наличие таких долгосрочных контрактов является для перевозчика гарантией его финансовой состоятельности и позволяет планировать операционную и инвестиционную деятельность на несколько лет вперед.
Сложившуюся практику необходимо продолжать и расширять. Следующим шагом могло бы быть заключение долгосрочных договоров, обязательным условием которых было бы реинвестирование части чистой прибыли (при ее наличии) пригородной пассажирской компании в обновление парка подвижного состава.
Распространение применения такого механизма позволило бы полностью перейти к системе отношений между перевозчиком и субъектом Российской Федерации, построенной на долгосрочных взаимных обязательствах, что, в свою очередь, повысит эффективность работы пригородного пассажирского комплекса и улучшит качество транспортного обслуживания населения.
Автор: Денис Чернов, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок ИПЕМ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.