Очевидно, что на коротком плече особенно обостряется борьба за сроки и себестоимость. Клиент не будет ждать несколько дней для накопления груза на полносоставный поезд. Необходимо также избежать затрат времени на «разрыв» поезда и подачу/уборку отдельных частей состава. Поэтому на коротких плечах должны курсировать укороченные поезда с использованием тепловозной тяги, помещающиеся на грузовой фронт. Нужно также снижать количество грузовых операций с контейнерами, для чего наиболее удобны контейнеры с боковой загрузкой.
У группы Freight Village RU есть практический опыт в организации перевозок контейнерных грузов на коротких расстояниях в Центральном транспортном узле. В партнерстве с ОАО «РЖД» и при поддержке ПАО «ТрансКонтейнер» в рамках проекта «Смарт-логистика» в октябре 2018 года была организована тестовая перевозка контейнеров с грузами по маршруту Ворсино – Кунцево-2, расстояние перевозки – 109 км. Время в пути составило 3 ч 45 мин., время на терминальную обработку на терминале «Ворсино» (погрузка) – 1 ч 24 мин., на терминале «Кунцево-2» (выгрузка и погрузка) – 2 ч 25 мин.
В течение июня – июля 2019 года технология отрабатывалась на маршруте Ворсино – Ступино (расстояние – 143 км). В тестовый период было перевезено 334 ДФЭ с товарами народного потребления. Получены реальные данные по экономике перевозок, отработано взаимодействие всех участников логистической цепи и выявлены проблемные вопросы. Наш опыт свидетельствует, что комплексный сервис с коротким железнодорожным плечом может конкурировать с автомобилем по цене и времени доставки при полной загрузке смарт-поезда в обоих направлениях. Цена сервиса зависит от железнодорожного тарифа не более чем на 30%, остальное – это вклад других соисполнителей: ВОХР, терминальные операторы, автопредприятия и др.
Смарт-поезд – это контейнерный поезд, состоящий из восьми 80-футовых платформ, в составе которого перевозится шестнадцать 40-футовых контейнеров. Укороченная длина поезда значительно повышает его маневренность и скорость терминальной обработки.
Клиенты позитивно оценили все преимущества: гарантированные сроки прибытия груза на городскую станцию, опцию одновременной отправки на ТЛЦ «Ворсино» в составе одного поезда нескольких контейнеров, предназначенных для последующей отправки груза в различные адреса в составе регулярных контейнерных поездов, проведение сдвоенных грузовых операций, возможность «отдать» груз на ближайшую к складу клиента станцию, сократив пробег автомобиля.
Дальнейшее развитие сервиса мы связываем с упрощением и автоматизацией документооборота, оптимальным решением вопроса сохранности груза и технического осмотра вагонов. Но основной упор надо делать на новые потребительские свойства транспортного продукта и технологию.
Переход к регулярным перевозкам в промышленных масштабах требует выхода на принципиально иной уровень сервиса, нужна новая логистическая инфраструктура. За чертой крупных городов нужны не просто терминалы, а современные логистические парки с ТЛЦ, таможенными постами, мощными складскими комплексами. Именно такую концепцию реализует наша группа в грузовой деревне «Фрейт Вилладж Ворсино». В черте города также требуется создание специальной инфраструктуры для обработки грузов, прибывших смарт-поездами и их дальнейшей дистрибуции. Крупные грузовые хабы должны быть связаны между собой и с грузовыми дворами ЦМ регулярными поездами-шаттлами. Клиентам необходимо предложить расширенную линейку сервисов, включая складские операции и фулфилмент.