Страны Балтии являлись логистическими центрами, обеспечивающими советскую торговлю с Европой. Так, морской порт Таллинна к моменту распада СССР считался одним из самых дорогостоящих инфраструктурных проектов послевоенной Европы. В рамках реализации проекта нефтепровода «Дружба» были построены нефтеналивной терминал Бутинге в литовской Клайпеде и Вентспилский нефтеналивной порт, в котором был запущен один из крупнейших в стране терминалов для транспортировки удобрений и продукции химической промышленности. Клайпедский и Рижский порты были модернизированы, после чего смогли обеспечивать транспортировку большинства видов грузов. Поэтому современные российские порты на Балтике, с учетом скорой реализации железнодорожного проекта Rail Baltica и «оснащенности» прибалтийских морских портов, могут потерять свою конкурентоспособность.
В конце 2015 года президент России Владимир Путин призвал развивать отечественные порты на Балтике, обозначив при этом стратегическое решение – отказаться от морских портов Прибалтики и довести до логического завершения переориентацию российского транзита на порты Северо-Запада РФ. Сейчас логическим продолжением выбранного курса станет скорейшее принятие правил недискриминационного доступа к услугам морских портов и транспортных терминалов. Этот нормативно-правовой акт будет способствовать не только развитию экспортного потенциала России, но и ускорит переключение грузопотоков, идущих из постсоветских республик в российские порты. На текущий момент комитет по транспорту «ОПОРЫ России» уже подготовил свои предложения по разработке правил недискриминационного доступа к услугам морских портов и транспортных терминалов и в скором времени направит их в ФАС РФ.