Благодаря лояльности РЖД, в настоящее время разработка МТУ вполне реальна и не является неосуществимой мечтой. Данный факт позволяет расширять возможности отправки ряда продукции во флекситанках. Безусловно, некоторые ограничения в наличии МТУ на перевозки по железной дороге влияют, но не ограничивают использование флекситанков. На относительно короткие расстояния их можно доставлять на автомобилях-контейнеровозах или даже использовать схему доставки до порта в цистернах с последующим переливом во флексиконтейнер непосредственно в порту.
Несмотря на то, что в настоящее время уже отправляются целые контейнерные поезда, к сожалению, по причине специфики применения и относительно небольшого объема для РЖД этот способ перевозки не имеет широких возможностей для влияния на грузопотоки. Причина в том, что использование флекситанков более интересно относительно небольшим поставщикам, объемы которых недотягивают до судовых партий. При достижении объемов от 3 тыс. т экономика играет уже в пользу перевозки цистернами с последующим переливом через специализированные морские порты.
Кроме того, в настоящее время по ряду причин экспорт флекситанков невозможен через сухопутные погранпереходы и пока что организуется только через морские порты. Данный факт несколько ограничивает их применение и сужает возможности конкуренции с альтернативными перевозками, например такими, как в цистернах с переливом в портах.
Несмотря на неоспоримые преимущества, у флекситанков есть и недостатки. Как и РЖД, морские линии ограничивают прием такой тары к перевозке и разрешают их использование только от проверенных производителей. При неконтролируемых массовых перевозках или при выборе несертифицированных вкладышей возможны протечки продукта, как это я периодически наблюдаю при громких отправках контейнерных поездов некоторых известных организаторов. Кроме того, с учетом одноразового характера тары ее регулярная утилизация не повышает чистоту окружающей среды.
Естественно, при таком способе перевозки существуют повышенные требования к состоянию сухих контейнеров, правильной прокладке внутренних выступающих частей для снижения вероятности протечек, а также возможностям замены вкладышей, в случае если они все-таки случились. Опыт STS Logistics показывает, что при правильном подходе можно избежать большинства рисков и организовать перевозки продукции во флекситанках на максимальном уровне качества.
На фоне усилий правительства Российской Федерации по развитию экспорта продукции российских производителей возможности использования флекситанков, позволяющих организовать перевозки, кратные контейнерным партиям, будут хорошим подспорьем начинающим экспортерам.