+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.10.2025 09:43:01
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Железобетонные и деревянные шпалы: сравнение, преимущества и сферы применения

Шпалы — это важнейшие элементы верхнего строения пути, обеспечивающие устойчивость рельсов, распределение нагрузки от подвижного состава и сохранение геометрии колеи. Сегодня в практике РЖД и мировой железнодорожной отрасли применяются как железобетонные, так и деревянные шпалы. Каждый тип имеет свои особенности, преимущества и ограничения в зависимости от условий эксплуатации.

Железобетонная шпала (или железобетонный брус)

Железобетонная шпала представляет собой армированное изделие из тяжёлого бетона, оснащённое закладными деталями и местами для установки рельсовых скреплений.

Преимущества:

●     Высокая прочность и жёсткость

●     Долгий срок службы (до 50 лет)

●     Стабильность геометрии колеи

●     Устойчивость к влаге, насекомым, гниению и УФ-излучению

●     Соответствие современным системам скреплений (ЖБР, КБ, КПП)

Недостатки:

●     Большой вес (до 300 кг), требует механизации при укладке

●     Повышенная жёсткость требует устройства балластной подушки и контроля вибраций

●     Не подходят для всех типов участков (например, малодеятельные тупики)

Типовые области применения:

●     Основные магистрали РЖД

●     Высокоскоростные и грузонапряжённые направления

●     Участки с высокой динамической нагрузкой

Деревянная шпала

Изготавливается из пропитанной антисептиками древесины (обычно сосны, лиственницы или дуба), широко применялась в СССР и до сих пор используется на определённых участках.

Преимущества:

●     Лёгкость и простота монтажа вручную

●     Эластичность, лучшая виброизоляция

●     Дешевизна на участках с малой нагрузкой

Недостатки:

●     Ограниченный срок службы (15–25 лет)

●     Подверженность гниению, трещинам, биопоражениям

●     Требует регулярной пропитки и контроля

Типовые области применения:

●     Станционные и маневровые пути

●     Маломагистральные и подъездные участки

●     Временные линии, ремонтные вставки

Сравнительная таблица

Параметр

Железобетонная шпала

Деревянная шпала

Срок службы

До 50 лет

15–25 лет

Устойчивость к погоде

Высокая

Низкая

Вес, кг

250–300

65–80

Необходимость пропитки

Нет

Да

Подверженность гниению

Нет

Да

Стоимость (закупка)

Выше

Ниже

Стоимость эксплуатации

Ниже

Выше

Применение

Магистрали, ВСМ, грузовые пути

Станции, временные участки

 

Примеры ассортимента и вариантов применения

Современный рынок железнодорожных шпал и брусьев включает разнообразные типы изделий, ориентированные на различные условия эксплуатации. Ниже приведены примеры из действующего ассортимента, используемого в инфраструктуре РЖД и промышленных предприятий:

●     Армированная шпала АРС К — используется на участках с кривыми малого радиуса, где требуются повышенные прочностные характеристики.

●     Железобетонная шпала Ш1 в сборе с клеммным скреплением КБ (бывшая в эксплуатации) — применяется для участков с умеренной нагрузкой и в рамках текущих ремонтов.

●     Шпала деревянная Ш1 (б/у) — востребована для маневровых, станционных путей и временных вставок.

●     Железобетонная шпала с креплением АРС — соответствует современным стандартам для магистральных участков.

●     Железобетонный стрелочный брус Р65 1/9 (проект 2769) — используется при монтаже стрелочных переводов, в соответствии с ОСТ 32.134-99.

●     Железобетонные брусья по проектам 2768 и 2769 — предназначены для установки сбрасывающих и тупиковых устройств.

●     Полушпалы железобетонные типов ПШ-10, ПШ-13, ПШП-310 — применяются в специфических условиях: тоннели, мостовые переходы, стеснённые участки пути.

Такое разнообразие позволяет эффективно комплектовать верхнее строение пути с учётом инженерных требований, характера движения и особенностей местности.

 

Заключение

Выбор между железобетонной и деревянной шпалой зависит от конкретных условий эксплуатации. На магистралях и скоростных линиях железобетонные шпалы стали стандартом благодаря их прочности, долговечности и устойчивости. В то же время деревянные шпалы сохраняют актуальность на второстепенных и ремонтных участках, благодаря своей простоте и гибкости. Рациональное сочетание обоих типов позволяет эффективно обслуживать как ключевые, так и вспомогательные направления сети РЖД.


РЕКЛАМА
ИНН 3300017628
ООО "ЖЕЛДОРПРО"
erid: 2VSb5wbpq1B

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions