Стоит отметить, что базовая ставка аренды обычных полувагонов на споте в ноябре снова снизилась. Основная причина – это по-прежнему продолжающая снижаться погрузка.
В целом ситуация сложилась двойственная. В холдинге смогли привлечь определенный объем грузов дополнительно. Но при этом часть грузов все равно переключилась с сети на автотранспорт, а еще часть осталась неотправленной из-за ограничений, действующих на РЖД.
Участники рынка отмечают, что если бы в РФ была введена ответственность монополии за ритмичность подачи вагонов и необоснованный отказ в приеме порожних вагонов к перевозке, то значительные объемы грузов остались бы на железной дороге. Их объемы оказались примерно равны потерям стивидоров в перевалке 1,5% массы грузов в 2025 году, подсчитал директор по железнодорожному транспорту АСОП Илья Першин. А это только за 10 месяцев текущего года составило около 9 млн т сухих и 2,5 млн т наливных грузов.
Кроме того, в ноябре весьма существенно снизилась базовая ставка аренды обычных крытых вагонов (по сравнению с предыдущим месяцем). Причины – те же, что и ранее приводили к спадам ставок в данном сегменте. Перевозки грузов, относящиеся к категории палетированных, сборных и тарно-штучных, на сети РЖД снизились практически пропорционально отправкам грузов в контейнерах – на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основные сложности в этом сегменте по-прежнему связаны с теми ограничениями, которые создает перевозчик для подсыла порожнего подвижного состава и повагонных отправок.
А вот базовая ставка на зерновозы (с объемом кузова до 94 куб. м), напротив, сильно выросла. В ноябре сложилась классическая ситуация, когда в каждом из крупных регионов наблюдался большой экспортный излишек, и цена там выстраивалась по экспортному паритету. Он сложился на достаточно высоком уровне с учетом господдержки АПК. Соответственно, в конце осени образовался потенциал для роста ставок аренды зерновозов.
Более подробно – читайте в новом выпуске исследования.
С ноябрьского выпуска в исследовании появилась таблица, где представлены ставки аренды стандартных полувагонов для отдельных видов грузов – угля, щебня, руды и пр. Необходимость в отслеживании этих данных возникла в связи тем, что разброс в ставках аренды для полувагонов, арендуемых для перевозки отдельных грузов, заметно вырос. Таблица будет публиковаться регулярно.
Кроме того, с июля в исследовании появилась таблица «Cтавка за отстой вагона на путях необщего пользования, руб./сут.» для различных типов вагонов (градация типов вагонов учитывается в нескольких вариантах, исходя из их длины).
Показатели ставок за отстой вагонов на путях необщего пользования рассчитываются как средневзвешенный показатель для конкретного региона, полученный на основании данных из договоров, заключаемых между владельцами путей необщего пользования и владельцами грузовых вагонов (ставки не включают НДС и стоимость операций по подаче-уборке, осмотру вагонов).
Исследование выходит в web-формате. Информационные блоки сайта доступны всем желающим. Доступы к выпускам предоставляются подписчикам в соответствии с выбранными вариантами и сроками подписки.
Варианты подписок включают:
– полный доступ к 6 разделам сайта (при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны»);
– доступ к отдельным разделам при подписке на исследования «Рынок аренды подвижного состава (грузовых вагонов)» (разделы 1, 4, 6) и «Рынок производства и ремонта подвижного состава (грузовых вагонов)» (разделы 2, 3, 5).
Подробное описание вариантов подписки с ценами и формой для отправки заявки на подписку находится по ссылке.
Обратная связь с подписчиками возможна по ссылке на этой странице (отправить вопрос по выпуску, доступу, уточнить данные и пр.).
Также напоминаем, что традиционно в начале 2026 года РЖД-Партнер планирует выпустить два годовых исследования по итогам 2025 года: «Рынок аренды грузовых вагонов. Итоги года» и «Рынок производства и ремонта грузовых вагонов. Итоги года».
Для покупки годовых исследований или оформления различных вариантов подписки на ежемесячные исследования обращайтесь в отдел подписки РЖД-Партнера по тел.: +7 (812) 418-34-99 или по электронной почте: rasp@rzd-partner.ru. Оформить подписку на исследование также можно, отправив заявку со страницы.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



