По его словам, новые правила законодательно расширяют возможности перевозчика ограничивать прием к перевозке порожних вагонов.
"При этом оценить эффективность данного решения достаточно сложно, так как снижение количества подвижного состава на инфраструктуре перевозчика неизбежно приведет к его увеличению на путях необщего пользования, что по цепочке вызовет нарушение оборота и скопление вагонов на промпредприятиях, задержки выгрузки, бросание поездов на подходах к станциям и т. д.", – отметил эксперт.
Однако, по его словам, разработка новой редакции документа – логичный шаг в рамках действий по приведению правил перевозок грузов железнодорожным транспортом в соответствие с меняющимися реалиями рынка.
"Так, включение в документ понятий "собственное поездное формирование" и "оператор вагонов/владелец вагонов" является давно назревшей необходимостью. Вместе с этим регулирование нормативной базы по отправке собственного порожнего подвижного состава содержит ряд важных уточнений, однако некоторые из них являются спорными, – подчеркивает Д. Назаров. – Несомненно, оформление в документе права вагоновладельца являться отправителем порожних вагонов – позитивный момент. При этом по-прежнему законодательно не установлена ответственность перевозчика за невыполнение обязательств по принятию к перевозке порожнего подвижного состава".
По словам эксперта, также в соответствии с документом большая часть полномочий по распоряжению порожними вагонами переходит как раз к вагоновладельцу, при этом фактически подвижной состав до принятия его к перевозке будет занимать инфраструктуру предприятий, которые не смогут отдавать порожние вагоны под погрузку без согласия их собственников.
Как отмечает Д. Назаров, порядок подачи уведомления о предъявлении подвижного состава к перевозке также вызывает ряд вопросов, это касается, в том числе, обоснования срока, за который отправителем подается уведомление.
Также важной недоработкой проекта, по его словам, можно считать возможность перевозчика отказаться от принятия к перевозке порожних вагонов со ссылкой на технические и/или технологические причины.
Кристина Александрова
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



