Министерство сообщений отмечает, что объем грузов из РФ начал снижаться с 2014 года. Происходило это из-за переориентации своих стратегических грузов на российские же порты. Также в Европе снизился спрос на нефть и нефтепродукты, которые во многом замещали газом.
На вопрос, есть ли возможность в будущем вырваться из нынешней ямы, Я. Маурис ответил: «если говорим отдельно о железной дороге, то надо сказать, возможности привлечь новые грузы очень ограничены. Поэтому ожидаем, что, скорее всего, здесь в плане объемов грузов сохранится нисходящая тенденция. Но, конечно, если санкции или другие ограничения не будут расширены, этот спад, наверное, станет более умеренным».
Что касается перевезенных по железной дороге грузов, то расцвет был в 2012–2013 годах, когда компания Latvijas dzelzcels обслуживала 40–50 млн т. При этом в 2023 году предприятие транспортировало 15,5 млн т грузов, в 2024-м – 11,5 млн т, а в этом году прогнозируется около 9–10 млн т.
Ранее российские и белорусские грузы составляли 95% иностранных грузов LDz. Сейчас подсанкционные товары по LDz не перемещаются. Доля грузов из РФ и Белоруссии в прошлом году сохранялась в районе 50%. В этом году эта доля снизилась до трети от всего перевозимого.