+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2015 11:31:57
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Тарифная система на железной дороге не соответствует структуре грузоперевозок - мнение

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), из-за изменения структуры перевозок и грузооборота возможности перекрестного субсидирования между классами грузов снизились в 2014 году на 86 млрд рублей, что составляет 10% от реального дохода ОАО «РЖД» в прошлом году. При этом преимущественно только 2 вида грузов – черные металлы, нефть и нефтепродукты – приносят компании прибыль и составляют при этом всего 25% грузооборота. По мнению ИПЕМ, для повышения конкурентоспособности железной дороги необходимы новые тарифные условия, позволяющие бороться за высокодоходные грузы, для которых железнодорожная перевозка является не единственным видом транспорта. 

ИПЕМ завершает анкетирование и сбор предложений грузовладельцев касательно изменений в Прейскурант для грузовых железнодорожных перевозок. Собранные мнения сейчас находятся в стадии обработки, результаты будут представлены в ближайшее время.

Но уже можно сказать, что одно из пожеланий грузоотправителей – это учет экономических последствий при формировании подходов по ценообразованию на перевозку различных видов грузов. Такие подходы действительно необходимы: структура грузооборота за прошедшие 11 лет с момента вступления в силу Прейскуранта 10-01 существенно изменилась, а именно сократилась доля высокодоходных грузов. По оценкам ИПЕМ, потенциальный доход ОАО «РЖД» в 2014 году в случае сохранения структуры грузооборота на уровне 2003 года мог составить 916,1 млрд рублей, что на 86,1 млрд рублей (10%) превышает реальной доход в прошедшем году. Таким образом, возможности по перекрестному субсидированию по направлениям перевозок и классам грузов снизились. Это показывает необходимость изменений тарифной системы для сохранения грузов с учетом их платежеспособности и стимулирования межтранспортной конкуренции.

При этом появление частных перевозчиков только усугубит ситуацию с доходами ОАО «РЖД» и возможностями поддержки перевозок социально-значимых грузов и грузов с высокой долей транспортной составляющей. Так, по расчетам ИПЕМ, если на первой стадии частные перевозчики заберут 20% наиболее привлекательных грузов (9-10% грузооборота), то ОАО «РЖД» потеряет не менее 80 млрд рублей, используемых в настоящее время для перекрестного субсидирования.

Низкодоходные грузы не в состоянии покрыть затраты ОАО «РЖД» на их перевозку. Преимущественно, только 2 вида грузов – черные металлы, нефть и нефтепродукты – приносят компании прибыль и составляют при этом всего 25% грузооборота. В результате, стремление к компенсации убытков за счет повышения доходов от прибыльных грузов приводит буквально к выталкиванию грузовладельцев на автотранспорт.

Таким образом, проблема модернизации тарифной системы на железнодорожном транспорте давно назрела. Новые тарифные условия должны соответствовать современным реалиям отрасли, способствовать оптимизации транспортной нагрузки на пользователей и повышению конкурентоспособности железной дороги в борьбе за грузы, для которых железнодорожная перевозка не является единственным видом транспорта.

Владимир Савчук,

заместитель генерального директора ИПЕМ
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions