«За период с апреля по август текущего года серьезно ухудшилась технологическая обстановка на железных дорогах. Оборот грузового вагона вырос с 18,7 суток в апреле до 19,4 в августе (по полувагонам – с 17,4 до 18,4 суток соответственно), количество полувагонов, простаивающих в «брошенных» поездах составило около 30 тысяч единиц по состоянию на начало августа 2013 года», – говорится в сообщении.
Развитие данной ситуации обусловлено, по мнению партнерства, действиями сезонных факторов – рост объемов путевых ремонтных работ в весенне-летний период, увеличение интенсивности движения пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения в весенне-летний период, увеличение объемов перевозки строительных грузов и угля в рамках подготовки к отопительному сезону; технологических проблем – нехватка локомотивов, обусловленная высоким износом локомотивного парка (нехватка составляет от 5% до 10%), отсутствием полноценно работающей технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.
В этих условиях эффективность управления парком со стороны операторов резко снижается – увеличивается время нахождения в пути груженых и порожних вагонов. Это существенно осложняет обеспечение вагонным парком грузоотправителей из-за задержек в пути следования порожних грузовых вагонов. Таким образом, при количественном избытке парка фактически создается дефицит обеспечения перевозок подвижным составом.
«Как показывает практика, частично технологические проблемы будут решены с ослаблением действия сезонных факторов, и ситуация с обеспечением грузовыми вагонами перевозок стабилизируется в октябре-ноябре текущего года», – отметил исполнительный директор партнерства Дмитрий Королев.
Однако преодоление технологических проблем требует принятия ряда решений на государственном уровне.
Во-первых, по мнению НП, необходимо внедрять новую технологию управления вагонным парком с дискретной системой планирования. Принятый ОАО «РЖД» в конце 2012 года Единый сетевой технологический процесс не работает полноценно, поскольку его внедрение требует внесения изменений в нормативную правовую базу.
«До внесения соответствующих изменений в нормативную правовую базу есть возможность отработать отдельные элементы новой системы на условиях соглашений с участниками перевозочного процесса. Партнерство готово участвовать в согласовании таких условий», – заявил председатель президиума партнерства Сергей Мальцев.
Во-вторых, кардинального решения требует проблема обновления локомотивного парка. Одних инвестиций ОАО «РЖД» недостаточно для решения данной задачи в долгосрочной перспективе. Выходом является формирование стимулов для привлечения частных инвестиций, в том числе за счет реализации мероприятий по развитию конкуренции в перевозочной сфере.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



