При этом замедление оборота вагона, наблюдавшееся в этом году, не улучшило качество услуг для клиентов, а лишь перераспределило время между движением и простоем в ожидании подачи. В середине года тренд на улучшение оборота был исчерпан, одновременно прекратился и рост рабочего парка, который с лета начал сокращаться из-за резкого увеличения неисправных вагонов. По словам эксперта, причина кроется в невыгодности ремонтов при профиците парка, а также в их дороговизне и усложнении процедур, что в начале года привело к почти нулевому количеству ремонтов полувагонов. Эта ситуация создает серьезный стратегический риск: когда избыток парка сменится дефицитом, для ремонта необходимого объема вагонов может не хватить производственных мощностей.
Отдельной проблемой стал рост порожнего пробега, особенно для универсальных полувагонов: после четырех лет снижения и достижения минимума осенью 2022 года, в этом году показатель снова пошел вверх, так как операторы лишились возможности эффективно им управлять. Снижение эффективности использования парка вместе с повышением тарифа на порожний пробег сделали железнодорожный транспорт менее привлекательным для грузоотправителей.
Кроме того, практически на все типы подвижного состава они показали негативную динамику, а с учетом инфляции ставки на универсальные полувагоны к ноябрю достигли исторического минимума за все время существования частного парка. Н. Михайлов пояснил, что это вызвано не только сокращением грузовой базы, но и попытками операторов избежать затрат на отстой, из-за чего они вынуждены снижать цены ниже уровня собственных лизинговых платежей.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



