Практически все эти сценарии предусматривают отказ от строительства нового железнодорожного моста в Риге.
По словам министра сообщения Латвии Каспара Бришкенса, это параллельное пересечение Даугавы является частью ареала Риги и основной пассажирской линии. Он уверен, что данный мост необходим, чтобы в будущем обеспечить полноценное движение через Ригу.
Ранее ни о каком разделении связанных объектов речь не шла. Но сейчас понятно: на проект не хватает денег, даже с учетом всех обещанных и необещанных средств со стороны Евросоюза. Чтобы ответить на вопрос, что делать, руководство RB Rail разрабатывает различные сценарии (сейчас их уже семь), что вычеркнуть на первой фазе, чтобы сэкономить время и деньги.
Программе De facto известно, что некоторые сценарии теперь предусматривают строительство только одного полотна, а в Эстонии предлагается снизить скорость до 160 км/ч, что существенно меняет издержки. Пересечение Даугавы в Саласпилсе теперь предлагается строить не в виде совмещенного моста для автомобилей и поездов, а только в качестве железнодорожного моста. Этой переправе отводится роль и в военной мобильности.
В ходе дискуссии предлагаются варианты, согласно которым к 2030 году будет построена только линия, которая со стороны Эстонии через Саласпилс уходит на Иецаву и дальше в Литву. А соединение с Ригой предлагается создавать уже потом – за счет отдельной железной дороги.
Но обсуждается и вариант, по которому трасса все же пройдет через Ригу, тогда можно временно отказаться от прямого участка между Вангажи и Иецавой, который ориентирован на грузовые поезда.
В отличие от соседей, Латвия начала со строительства двух крупных объектов – Рижского аэропорта и Центрального вокзала. Но теперь непонятно, дойдет ли вообще магистраль до Риги, хотя бы на первом этапе.
Всех необходимых проектов нет и для участка в Иецаве, где планируется начать строительство основной трассы. Хотя данный участок будет актуален при любом из выбранных сценариев.
Деньги на строительство 13-километрового участка у Иецавы в бюджете на следующий год предусмотрены. И эти работы запланированы.
Ясности, как будет выглядеть трасса Rail Baltica в первой фазе, планируется добиться до конца года.
«До декабря, фактически к середине декабря, мы планируем пойти в правительство с докладом, где предложим новую структуру управления проектом – с четким разделением ответственности, с четкими связанными с проектом рисками, о чем мы проинформируем все вовлеченные стороны, в том числе Минфин», – заявил К. Бришкенс.
Правда, пока одни ищут, что сократить, и борются, чтобы пассажирский скорый поезд все же шел через Центральный вокзал, министр сообщения все еще настаивает на необходимости нового ответвления на Рижский порт.
Нынешние расчеты свидетельствуют, что, минуя Ригу, можно добиться экономии на строительстве лишь около 15%.