+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.03.2020 09:00:23
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Скидки к тарифу ОАО РЖД для угля могут расширить

ОАО РЖД сможет предоставить угольщикам скидку до 99% на перевозку на экспорт в западном направлении. Такую возможность монополии предлагает дать ФАС при условии, если погашаются ее переменные затраты. Сейчас из-за плохой конъюнктуры на европейских рынках на запад уголь почти не едет, поэтому ОАО РЖД уже дало максимальную скидку, чтобы часть объемов вернулась на это направление с востока. По мнению аналитиков, сам инструмент повышенной скидки полезен, хотя воспользоваться им в полной мере ОАО РЖД не сможет. Об этом пишет Коммерсантъ.

ФАС подготовила проект приказа, который позволяет ОАО РЖД вводить скидки на перевозку до 99% до тех пор, пока тариф покрывает переменные затраты (“Ъ” видел документ). Сейчас монополия может давать скидки в пределах тарифного коридора, размер ограничен 25% для грузов первого (самого дешевого) тарифного класса на расстояниях до 3 тыс. км, 50% — для второго и третьего тарифного классов и 12,8% — на все остальные грузы.

Под последнюю категорию подпадают и наиболее массовые отправки экспортного энергетического угля из основных районов добычи. После того как в прошлом году конъюнктура европейских рынков сильно ухудшилась, вместо портов северо-запада и юга уголь поехал на Дальний Восток, где цена на экспортных рынках была выше. Но инфраструктура БАМа и Транссиба недостаточна, чтобы вместить всех желающих.

В пояснительной записке к проекту приказа сообщается, что увеличение размера потенциальной скидки (ФАС устанавливает границы коридора, решают в ОАО РЖД) предпринимается, чтобы обеспечить «конкурентные тарифные условия на перевозку угля в западном направлении».

В самом ОАО РЖД раньше сдержанно относились к идее дать скидку. Если в 2019 году скидку на юг монополия дала без обязательной гарантии объемов со стороны угольщиков, то на северо-запад долго не вводила, а когда ввела в октябре, то лишь под гарантию отправки 15,9 млн тонн до конца года, которые в не обеспечили. Но после заседания рабочих групп Госсовета 26 февраля и обсуждения с главой Кузбасса Сергеем Цивилевым и угольщиками монополия ввела максимальные (12,8%) скидки по обоим направлениям, не требуя гарантий объемов (см. «Ъ-Онлайн» от 3 и 16 марта). В ОАО РЖД от комментариев отказались.

При распределении ограниченных мощностей Восточного полигона Минэнерго предлагает часть угольной квоты давать компаниям обычным порядком и в зависимости от доступной портовой инфраструктуры, а часть — пропорционально отправкам на альтернативные рынки, в том числе западный. Но пока ОАО РЖД и угольщики подписали лишь соглашение об отправке 53 млн тонн экспортного угля на восток до конца года (см. “Ъ” от 19 марта). Вместе с тем, рассказывает один из источников “Ъ”, близко к подписанию и соглашение с Кузбассом по северо-западу и югу, предполагающее поставки не ниже уровня 2019 года.

Обсуждается и возможность субсидирования вывоза угля на экспорт: по словам источника “Ъ” в отрасли, речь идет именно о новых скидках в западном направлении.
«ФАС предлагает очень сильный инструмент, который позволит ОАО РЖД принимать решения в условиях волатильности,— говорит директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.— ОАО РЖД сможет привлекать грузы, в том числе ушедшие с железнодорожного транспорта». Тариф на 50% состоит из инфраструктурной составляющей и на 50% из вагонной, уточняет Максим Худалов из АКРА: «Ранее ОАО РЖД крайне неохотно снижало первую часть. Понятно, что на 99% они снизить не смогут, поскольку переменные издержки составляют около 50% от тарифа. Но даже если скидка будет на уровне 25%, это порядка $4–5 с тонны. Для многих угольщиков это хорошая прибыль, поэтому, на мой взгляд, мера действенная».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что увеличение потенциальной скидки — хорошая новость для рынка, поскольку применять ее можно не только для угля, но и, например, для нефтепродуктов, что позволит конкурировать с «Транснефтью». На ряде направлений — в частности, для Антипинского НПЗ — применение увеличенной скидки, на взгляд эксперта, оправданно. Что касается потенциального ущерба для ОАО РЖД, он отмечает, что «величина переменных издержек известна только монополии». Единственным минусом решения ФАС, если оно будет принято, эксперт называет потенциальную возможность полного выдавливания из бизнеса речных перевозчиков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions