Важность учета влияния суммы факторов показало исследование, проведенное на основе показателей Северной железной дороги. Эксперт уточнил, что в рамках исследования они оценивали реальную поездную ситуацию в сентябре прошлого года и факторы, которые на нее влияли, – для каждой красной зоны был свой фактор: «Понятно, что Северная дорога выступила [в тот момент] как определенный буфер между Октябрьской, Горьковской и Московской железными дорогами. Но тем не менее выделенные факторы серьезно повлияли на возможность продвижения».
При анализе (за каждый час на участке сняли показатели по наличию поездов и скорости) в том числе была выявлена корреляционная зависимость величин участковой скорости от количества поездов (на примере участка Буй – Лоста, коэффициент корреляции – -0.95).
«Чем больше поездов на участке, тем ниже скорость. Это ставит задачу: прогнозировать скопление поездов и предлагать диспетчерскому аппарату решения для того, чтобы не допустить этого скопления. Если поездной диспетчер будет работать в пределах нормы для каждого участка, то есть не превышая восьми поездов на каждый час, то он сам будет находить решения и правильно принимать их. Если он выходит в зону 14–16 поездов, то это уже серьезная нагрузка, и там не всегда правильное решение принимается: обычно это ограничение входа на участок с других участков и так далее», – рассуждает М. Мехедов.
Уточняется, что скорость движения как фактор важна еще и потому, что она при снижении требует дополнительных ресурсов – и подчас очень дорогих. Таковыми сейчас являются локомотивные бригады. «Если оценку темпов роста заработных плат локомотивных бригад смотреть, они превышают средние значения по компании», – пояснил М. Мехедов.
Для полноценного эффекта нужно иметь поездное положение на каждый час и видеть прогноз того, как будет развиваться ситуация через 3, 6, 12 часов, через сутки. Эксперт добавил, что в этой работе может помочь использование искусственного интеллекта. Пока же система работает только на математических алгоритмах.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



