Распределение по типу клиентов осталось неизменным: наибольший объем нового бизнеса у компаний малого бизнеса (+111% к прошлому году, рыночная доля – 60%), затем крупного (+79% к прошлому году, рыночная доля – 24%), и среднего (+71% к прошлому году, рыночная доля – 15%), а также у госучреждений. И хотя все сегменты показали рост, доля крупного бизнеса на рынке снижается.
«Объем рынка лизинга ж/д техники показал практически двукратный рост по сравнению с прошлым годом. Свою роль сыграло увеличение стоимости подвижного состава, повышенный спрос и то, что крупные игроки контрактовались на заводах на несколько лет вперед. Самый большой прирост в абсолютном выражении показал сегмент лизинга грузовых автомобилей (138%, рост до 466 млрд руб.) и спецтехники (116%, до 263 млрд руб.). Падение лизинга произошло в сфере авиационного транспорта и нефтегазового оборудования по причине зависимости от поставок импортных комплектующих», – говорит директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинг» Андрей Бочаров.
Уже по итогам полугодия некоторые из компаний-лизингодателей показали цифры заключенных договоров, сопоставимые с показателями за весь прошлый год. Среди них – преимущественно госкомпании или лизинговые компании крупных банков, поскольку именно у них есть доступ к долгосрочному финансированию для реализации сделок с железнодорожным транспортом.
«При ключевой ставке в 11% и выше в совокупности с увеличившейся стоимостью вагона приобретать железнодорожную технику в лизинг становится не эффективно, она себя фактически не окупает за срок лизинга. Становится выгоднее аренда. Произошедшее повышение ставки было направлено на ограничение кредитования для снижения инфляции, но возникает замкнутый круг: если высокая ключевая ставка продержится долго, то затраты, которые перекладываются на лизингополучателя, будут включаться в транспортную составляющую, что приведет к еще большему повышению цен. В свою очередь контракт аренды пересматривается чаще всего раз в год, что позволяет сглаживать краткосрочные повышения ставки», – объясняет Андрей Бочаров.
По его словам, регулятор способен держать ключевую ставку на уровне текущих 13% годовых до конца года, однако долго на таком уровне она не сможет находиться из-за возникающих побочных эффектов. Поэтому замедление рынка лизинга подвижного состава сейчас закономерно, его активизация прогнозируется на период, когда ставка вернется к более низким значениям.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



